Во-вторых, в каждой из этих формаций существуют свои специфические пары классов, выражающие определенный способ производства. Каждый класс предполагает в принципе своего антипода, с которым он находится в противоборстве: явно или скрыто; осознанно или неосознанно; реально или потенциально; в прошлом, настоящем или будущем.
Вот примеры таких пар у Маркса: свободные - рабы; патриции - плебеи; помещики - крепостные; мастера - подмастерья; буржуа - пролетарии и т. п.
Борьба между классами, по Марксу, - это в конечном счете выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. В определенный исторический период один класс (<реакционный>) воплощает отжившие производственные отношения, другой (<прогрессивный>) - нарождающиеся производственные отношения, соответствующие развивающимся производительным силам. Один и тот же класс на разных фазах развития общественной формации бывает прогрессивным и реакционным. Так, буржуазия, которая на ранней стадии капиталистической формации была прогрессивным классом, на завершающей стадии становится реакционным классом.
Пролетариат и буржуазия, по Марксу, - последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация - это бесклассовое общество. Для того, чтобы его установить, пролетариат, историческая миссия которого состоит в том, чтобы, освободив себя от буржуазной эксплуатации, одновременно освободить все общество (человечество), должен завоевать политическую власть и установить свою революционную диктатуру. Таким образом, Маркс не только вместе с Сен-Симоном, сен-симони-стами и Контом пророчествует о наступлении золотого века, не только открывает в пролетариате нового мессию, но и <научно> обосновывает, что этот мессия должен делать, чтобы выполнить свое всемирно-историческое предназначение.
Маркс, однако, был слишком серьезным ученым, чтобы за своим утопическим мессианством не видеть более сложной реальности классовой структуры. Дихотомическое видение этой структуры дополнялось у него пониманием существования других классов, слоев и групп помимо двух главных. Более того, вопреки своей упрощенной концепции борьбы двух классов, Маркс дал блестящие образцы анализа сложных взаимоотношений между различными социальными группами, находящимися внутри и вне выделенных им классов-антагонистов. Подобные образцы мы находим, в частности, в таких известных его работах, как <Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.> (1850) и <Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта> (1852).
В современном буржуазном обществе, помимо пролетариата и буржуазии, Маркс, в частности, рассматривает в качестве классов землевладельцев и мелкую буржуазию (<переходный класс, в котором взаимно притупляются интересы двух классов .> [10, 151]). Иногда он обозначает как <фракции> более широкого класса такие социальные категории, которые осознают свои классовые интересы. Маркс использует такие понятия, как <слой>, <промежуточный слой>, <промежуточное сословие>, <промежуточные классы>, <средние классы>, <либеральный средний класс> и т. п.
Прочее о социологии:
Выводы
1. На основе анализа оценок экспертов Всемирного банка развития, а также результатов последних переписей населения сделан вывод о том, что Россия находится в состоянии затяжного демографического кризиса, который может привести к вырождени ...
Подходы к гомосексуальности
Эссенциализм и конструктивизм в исследованиях гомосексуальности
Единого мнения относительно того, является ли человеческая гомосексуальность нормой или отклонением, до сих пор не существует.
Осмысление проблем сексуальности вообще и гом ...
Понятия «образование» и «качество образования». Оценка качества образования
и ее критерии. Понятия «образование» и «качество
образования»
Образование - та сфера социальной жизни, с которой ежедневно в разной форме и степени сталкивается практически каждая семья. Одни ведут малышей в детские сады, другие провожают детей в школы, дети третьих обучаются в учреждениях высшего и ...