Стало очевидно, что вопросы формирования здорового образа жизни среди молодежи переходят в категорию наиболее актуальных для социальной работы, педагогики, медицины и других отраслей знаний. Значимость проблемы определяется ее ориентацией в будущее.
Целью работы по здоровьесбережению в образовательных учреждениях является:
создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе адаптации, социализации, обеспечение молодому человеку возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Первоочередные задачи:
обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности,
формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме;
поиск оптимальных здоровьесберегающих режимов учебно-воспитательной работы;
разработка и совершенствование методов здоровьесберегающего образования, с использованием технологий, адекватных целям и задачам учебных курсов и состоянию здоровья молодых людей.
Основными направлениями деятельности по формированию здорового образа жизни должны стать:
создание благоприятных условий для организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях,
обеспечение диагностики, коррекции и консультирования для учащихся, студентов, родителей и педагогов по проблеме здоровьесбережения,
организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых;
культурно-просветительская работа по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни.
Задачи формирования и укрепления здоровья молодежи могут быть решены только благодаря комплексному, междисциплинарному подходу. Главное - это воспитание соответствующей культуры здоровья с юношеского возраста:
физической - управление движением;
физиологической - управление процессами в теле;
психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно - духовных ценностей.
Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни молодежи необходимо:
разрабатывать единый подход к формированию физического и психического здоровья детей;
совершенствовать нормативно-правовое и организационное обеспечение службы учреждений образования в целом и по вопросам координации со службами других ведомств, в частности;
устранить однонаправленность взаимодействия психологов, педагогов, специалистов по социальной работе;
разрабатывать и внедрять конкретные механизмы взаимодействия и методы совместной профилактической работы специалистов различных служб;
широко освещать современное состояние дел, касающееся здоровья молодежи; формировать у них активную позицию в этом отношении;
вводить в программы курсов повышения квалификации для работников образования темы по возрастной физиологии, психологии, вопросам сохранения здоровья;
вводить в программу аттестации образовательных учреждений оценку
деятельности учреждений по сохранению здоровья учащихся и оценку
параметров психологической безопасности образовательной среды.
Направления деятельности по здоровьесберегающей работе и их разграничения - условны, так как каждое связано по целям и задачам, по содержанию и последовательности реализации. Например, профилактическая работа оказывается не только следствием диагностического этапа, но упреждает диагностику функциональных состояний.
Цель воспитания школьников по здоровьесбережению - сформировать личность человека Ноосферы, которая обладает развиваемыми качествами.
Работа по здоровьесбережению в образовательных учреждениях может включать в себя:
Терапевтические мероприятия на занятиях - музыкотерапия, ароматерапия, арттерапия, эстетотерапия, ритмопедия, релаксопедия, библиотерапия и др. Использование их стабилизирует здоровье, снижает уровень невропатизации, повышает выносливость к учебным нагрузками др.
Прочее о социологии:
Ориентировка в быту
Цель занятия
– познакомить незрячего с особенностями ориентировки в процессе ведения домашнего хозяйства и самообслуживания. Эти вопросы должны изучаться на УПП и в ТОО в кружках домоводства и самообслуживания. Но поскольку на многих УПП ...
Эмпирическое исследование влияния возраста пожилых
людей на изменение их личностных особенностей. Планирование и организация исследования
Цель практического исследования - изучить влияние возраста на изменение личностных особенностей пожилых людей.
Мы предполагаем, что личностные особенности пожилых людей значительно отличаются от личностных особенностей людей зрелого возр ...
Общий коэффициент рождаемости.
Общий коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период, обычно за год. Это отношение для наглядности умножается на 1000, т.е. общий коэффициент рождаемости (CBR) изм ...