С особой остротой экологические проблемы встали перед всем человечеством во 2-й половине XX в. И раньше люди сталкивались с такими явлениями как исчерпание того или иного месторождения, истощением тех или иных земель и т. п. Но все эти явления носили локальный характер. Ныне они носят глобальный характер, т. е., во-первых, приобрели планетарные масштабы, во-вторых, разрешить эти проблемы невозможно средствами одной страны или одной группы стран, а лишь объединенными усилиями всего человечества.
Корни экологических проблем, причины разрушительной деятельности человека следует искать не только в недостаточном познании некоторых природных явлений, в преднамеренной алчности некоторых природопользователей, стремящихся исключительно к максимизации прибыли и действующих по принципу «после меня хоть потоп», но прежде всего в широком распространении так называемого технократического типа мышления, когда природа рассматривается в качестве источника сырья для материального производства. Для этого типа мышления характерно то, что человек мало задумывается над смыслом вещей, а увлечен соотношением их различных сторон. Решение экологических проблем зависит от способности человечества изменить позицию по отношению к окружающему миру, изменить тип мышления. Необходимо осознание того, что живая природа и человечество — это единый организм, что жизнь общества — это составная часть глобального биогеохимичёского процесса. Осознать суть экологических проблем может помочь учение о ноосфере (от греч. ноос, нус — разум). Термин «ноосфера» впервые употребили в 20-е гг. XX в. французские ученые Леруа и Тейяр де Шарден. Его использовал и развил, создав стройную теорию, выдающийся русский ученый, академик В. И. Вернадский. Суть этой теории в том, что человечество в XX в. приобрело такую техническую мощь, так влияет своей деятельностью на биосферу, что без участия разума, без целенаправленных и последовательных усилий со стороны государств, различных организаций, партий, общественных движений равновесие между природой и обществом не может сохраняться. Разумная человеческая деятельность должна стать главным определяющим фактором взаимодействия природы и общества. Дальнейшее развитие общества может быть только экологосообразным.
Прочее о социологии:
Метод наблюдения
Если данные об исследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива должны быть максимально «очищены» от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондента, то прибегают к такому метода сбора информации, как наблюдение ...
Работа системы органов и учреждений по профилактике
безнадзорности несовершеннолетних
Отправным юридическим актом создания приютов для беспризорных детей в наши дни можно считать Указ Президента РФ от 01.10 92 г. "О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития дет ...
Понятия «образование» и «качество образования». Оценка качества образования
и ее критерии. Понятия «образование» и «качество
образования»
Образование - та сфера социальной жизни, с которой ежедневно в разной форме и степени сталкивается практически каждая семья. Одни ведут малышей в детские сады, другие провожают детей в школы, дети третьих обучаются в учреждениях высшего и ...