Современный кризис семьи отчетливо просматривается в снижении ее педагогического потенциала – ухудшении качества и содержания семейного воспитания /12/.
Семья является мощным институтом социализации. Поэтому «лечение» социальных болезней семьи, восстановление ее различных функций – есть насущная задача времени.
Формальные характеристики семейной структуры оказывают часто неблагоприятное воздействие на психическое развитие ребенка. В целом они сводятся к тому, что чем больше детей в семье, чем выше порядковый номер рождения ребенка, тем неблагоприятнее ситуация его развития /2/.
Однако эти факторы действуют не просто сами по себе, они взаимодействуют между собой, их действие зависит от социоэкономического статуса семьи, возраста ребенка, стиля семейной социализации.
При анализе проблем многодетной семьи становится очевидным, что ни одна из них не может быть решена при существующей системе социальной поддержки многодетных семей.
Эта система не позволяет:
- определить вероятность рождения у многодетной матери больного ребенка;
- помочь вырастить детей без отклонений в здоровье;
- улучшить здоровье матери;
- выявить талантливых детей и помочь им развить свои способности;
- помочь подросткам из многодетных семей повысить собственную самооценку и расширить жизненные планы и перспективы /1/.
В то же время уже сегодня можно назвать основные коррекционные программы, которые нужны не только для многодетных семей, но и для многих типов неблагополучных семей. К ним относятся:
1) Программа «Здоровье». Ее основные задачи:
а) прогноз рождения больного ребенка, прогноз осложнения в беременности высоких порядков (5,6…10) и обеспечение условий для коррекции;
б) создание новых методик по организации лечения типичных заболеваний у детей из многодетных семей.
2) Программа «Развитие», цель которой – коррекция особенностей социализации ребенка. Она должна включать организационные формы и методики, необходимые для: а) коррекции мышления детей в переходные моменты: при поступлении в детский сад, школу; б) поиска талантливых детей из многодетных семей.
3) Программа «Общение», которая должна решать проблему коммуникации как взрослых членов многодетных семей, так и детей и подростков /1/.
Социальный работник, исходя из принципа максимализации минимализма (стремления максимально расширить минимальные ресурсы социальной помощи), должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за распределением государственной помощи, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия.
Таким образом, рассмотрев теоретически нужды многодетной семьи и необходимые виды социальной помощи и поддержки в практической части работы будет исследовано, с какими проблемами чаще всего обращаются многодетные семьи в Центр социальной помощи семье и детям и как Центр помогает решить эти проблемы.
Прочее о социологии:
Пути улучшения ситуации на рынке труда. Сотрудничество
мирового сообщества в сфере борьбы с дискриминацией
«Миллионы людей в мире лишены работы, вынуждены заниматься лишь определенными видами профессиональной деятельности или получают более низкую заработную плату только из-за своего пола, вероисповедания или цвета кожи независимо от своих спо ...
Деятельность бюро медико-социальной экспертизы. Организация
работы медико-социальной экспертизы
Функциональные обязанности учреждений медико-социальной экспертизы различного уровня вытекают из новых принципов установления инвалидности и функций учреждения МСЭ, определенных в законе. К новым функциям МСЭ, в отличие от ранних, межрайо ...
Профессиограмма социальной работы
Профессиограмма - описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессио ...