Социальный работник, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несёт личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.
Социальный работник несет ответственность и перед обществом за результаты своей деятельности. Он призван не только гармонизировать отношения своего клиента и его социальной среды, но и восстановить, повысить социальный статус этого человека, снизившийся в силу ряда объективных или субъективных причин, помочь восстановить его активную личную и социальную жизнедеятельность.
Социальный работник несет ответственность и перед собой и своей семьей. Постоянное его участие в разрешении множества проблем своих клиентов, проживание вместе с ними их бед, нужд, трагедий, несчастий объективно приводит к профессиональному "выгоранию", снижению порога эмоциональной восприимчивости, ослаблению эмпатии, развитию цинизма. Каждый социальный работник обязан уметь защитить себя и в личных интересах, и в интересах своего клиента.
Социальные работники несут ответственность и перед своей профессией, повышая ее престиж, социальный статус в обществе, значимость в межличностном и межгрупповом общении в различных видах и типах социума, обеспечивая ее притягательность для молодежи и интеграцию молодых специалистов в профессию социального работника.
При этом важно учесть, что в условиях взаимодействия общества, клиента и социального работника (социального педагога) вся ответственность за результаты такого взаимодействия не может быть возложена только на работника социальной сферы. Нецелесообразно ожидать только от социального работника его личной ответственности за отдельные результаты совместных действий с другими социальными структурами и их последствия: когда задача решена, связь с ребенком может быть утрачена; он вправе самостоятельно воспользоваться результатами совместной с социальным педагогом для решения своих актуальных проблем; результат находится в зависимости от характера этих проблем и морального облика самого клиента и может быть различным.
Социальные работники, являясь представителями государственных социальных институтов, общественных неправительственных организаций и объединений, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией.
Социальный работник не должен поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, его долг - беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности.
Социальный работник:
уважает различные мнения и подходы коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность за справедливость своей критики в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях; защищает своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или общественных объединений в тех случаях, когда такое воздействие необоснованно;
следует советам и консультациям коллег и наставников, если они служат интересам дела;
строит свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, обратившихся к ним за помощью, с учетом возможностей и назначения этих организаций и непротиворечивости деятельности этих организаций Кодексу этики социального работника;
придерживается своих обязательств, данных взаимодействующим организациям, и добивается от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены;
развивает командные, межинституциональные и межведомственные формы социальной работы, оберегает рабочую атмосферу в коллективах и командах, поддерживая приемлемые условия для деятельности каждого сотрудника.
Прочее о социологии:
Основные показатели уровня жизни населения
Одно из определений бедности мы установили как неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Так что же такое уровень жизни и каково его соотношение с бедностью?
Уровень жизни населения как социально-экономическая кат ...
Организация и проведение ярмарок вакансий
Служба занятости ежегодно проводит ярмарки вакансий рабочих и учебных мест для молодежи и выпускников учебных заведений. На ярмарках молодежи предлагают ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе ра ...
Причины низкой конкурентоспособности
молодежи на рынке труда
Молодежь является достаточно специфичной группой; именно эта специфичность – источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее с ...