Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к радикальным изменениям в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы. Как следствие этого, произошло разрушение традиций, которое повлекло за собой разрушение моральных норм и национальной культуры.
Таким образом, восстановление разрушенных общественных связей в данный момент становится актуальной проблемой общества, а, значит, большое значение приобретают новые методы, при помощью которых пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить как гомеостазис общества, так и личностное равновесие.
К таким методам относится социальная реклама, поскольку помимо информационной функции, она имеет еще и адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать индивида в систему социальных отношений и связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в вопросе формирования механизмов социальной защиты за последнее время значительно возросла.
Социальная реклама выполняет следующие функции:
1. Информирование о социальных услугах и акциях;
2. Формирование новых поведенческих установок (отказ от курения, антиалкогольная пропаганда и т.д.);
3. Консолидация усилий социальных учреждений и спонсоров в решении социальных проблем;
4. Создание положительного имиджа государственных социальных организаций, преодоление отрицательного образа организаций в глазах общественности;
5. Формирование каналов "обратной связи" между государственными социальными организациями и их клиентами.
В России в 2005 году на социальную рекламу было потрачено примерно $25 млн. при общем объеме рекламного рынка в $2 млрд. - это означает, что социальная реклама в России занимает менее 1% объема всего рекламного рынка. Такое количество социальной рекламы не только не может сформировать устойчивые поведенческие модели целевой аудитории, но и плохо справляется с информированием населения о социальных проблемах и путях их решения.
В ходе исследования нами было установлено, что основная проблематика социальной рекламы в городе представлена следующим образом: проблемы угрозы распространения наркомании, алкоголизма и ВИЧ/СПИДа; поздравления с государственными и местными праздниками; проблемы здоровья; проблемы благоустройства города и республики; проблемы охраны окружающей среды города и республики. Социальной рекламой предлагаются следующие пути решения проблем: консультации специалистов; благотворительная помощь, пожертвования; обращение по телефонам доверия в различные центры. Также выявлено, что в последние годы наблюдается тенденция к медленному увеличению объема социальной рекламы в местной и региональной прессе.
Проведенное исследование показало, что население города имеет слабое представление о том, что такое социальная реклама. Большое количество опрошенных (41% вообще не знают понятия "социальная реклама", не знают также о социальных мероприятиях и акциях, проводимых различными городскими службами); 17% - слышали этот термин, но не знают значение этого термина; 19% знают приблизительно значение данного термина. Лишь 23% респондентов знают, что такое социальная реклама и выражают положительное отношение к ней.
На наш взгляд, стратегической целью усилий PR и социальной рекламы должно стать ознакомление населения с деятельностью так называемого "третьего сектора" - сектора некоммерческих (благотворительных) организаций и социальных учреждений.
Опыт стран с развитой социальной сферой показывает, что значение маркетинга социальных услуг в последнее время резко увеличивается. Это объясняется:
1. Усложнением задач, решаемых в социальной сфере (наркомания, преступность и т.д.);
2. расширением оказываемых социальных услуг;
3. отсутствие конкуренции, так как в основном этими проблемами занимается государство, и лишь немного - общественные благотворительные организации.
Прочее о социологии:
Подготовка заключенных к выходу на свободу. Проблемы
социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях России
В России пенитенциарная социальная работа как самостоятельный вид профессиональной деятельности начала формироваться с 2001г. Это связано с преобразованием уголовно-исполнительной политики в сторону гуманизации, т.е. соблюдения прав осужд ...
Проблема молодежной занятости и пути ее решения с помощью программы
«Трамплин» (на примере Кемеровского городского центра занятости населения).
Проблема трудоустройства молодежи Кузбасса, составляющей треть населения трудоспособного возраста, остается острой, несмотря на продолжающийся процесс старения населения и увеличение среди работающих лиц старше 50 лет, особенно в индустри ...
Основные современные подходы к анализу общества
Существует два основных методических подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.
Макросоциологический
Микросоциологический
Его сторонники считают, что только анализируя общество как целостность, ...