Метод опроса не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.
Специфика метода опроса в социологии в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной и устной формой общения с респондентами, - анкетирование или интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Также достоинство метода – широта охвата различных областей социальной практики. Однако, информация, полученная от респондентов, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в сознании. Поэтому не всегда является возможным уравнение между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей. Всегда важно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса.
Прочее о социологии:
Классические теории элиты
Первоначально идеи о правомерности деления общества на меньшинство, господствующее над остальным населением, высказывались еще в древности. Так, Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдин ...
Карма.
Санскритское слово карма означает «действие или, в более узком значении, любое материальное действие, влекущее за собой последствия, которые привязывают человека к материальному миру. Хотя понятие кармы обычно ассоциируется с восточной фи ...
Проблемы измерения бедности
В настоящее время существуют различные подходы к измерению бедности и ее границ, в соответствии с которыми вырабатываются разные методы позиционирования тех или иных социальных групп и способы регулирования их материального положения.
В ...