Существую различные варианты использования метода арт-терапии в воспитательном процессе:
- использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию;
- побуждение ребенка к самостоятельному творчеству;
- использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество человека;
- творчество самого социального педагога, преподавателя (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия ребенком.
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно рекомендовать следующие виды арт-терапии:
- рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве;
- библиотерапию – как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, это метод, нацеленный на формирование у человека навыков и развитие способности противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень на основе «синтезирования ситуации чтения»;
- музыкотерапию – лечение музыкой. Уже в древности было известно удивительное действие, которое оказывает музыка на всё живое. По мнению биохимиков, каждой ноте звукового ряда соответствует свой фрагмент в организме человека;
- сказкотерапию – лечение сказкой, метод, находящийся на стыке психологии и педагогики. Основные направления работы в сказкотерапии: «Психологический потенциал сказки», «Диагностика межличностных отношений с помощью сказки», «Конструктивное восприятие ответной реакции», «Сочинение метафор»;
- танцевальная терапия – лечение танцем. Древняя традиция рассматривает танец, как взаимодействие тела, души и духа. Движения, позы человека находятся в неразрывном взаимодействии с его психикой. Особый интерес вызывают специфика движений в танцах, которая рассматривается как связь с народной, духовной традицией, или шире - менталитетом нации. Например, в русских народных танцах: широта движений и четкое движение стройного хоровода, и др.
- одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования, которая состоит в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
В структуре арт-терапевтических занятий с детьми рекомендуется выделять две основные части.
Одну – невербальную, творческую, неструктурированную, где средством самовыражения ребенка является изобразительная деятельность (рисунок, живопись).
Другую – вербальную, апперцептивную и формально более структурированную, которая предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.
Таким образом, дети передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими. При этом создаются благоприятные условия для сотрудничества, появляется возможность показать участникам привлекательность отношений поддержки и взаимопомощи [31, с. 278 - 279].
Арт-технологии рекомендуется реализовать в три этапа:
1. Подготовительный этап. На этом этапе первое, что должен сделать социальный педагог или социальный психолог – ввести участников в определенную реальность, в которой будет происходить их работа, так как поведенческие проявления детей в этой реальности, результаты их индивидуальной или совместной деятельности будут предметом последующего анализа. Также необходимо обозначить ролевые позиции участников, пояснить, что они будут делать и с какой целью, затем определить логику прохождения занятий и в завершении организовать пространство и регламентировать работу.
2. Этап реализации. Этот этап включает в себя:
- Работу детей по выполнению задания;
- Демонстрацию детям полученных ими результатов (рисунок, коллаж, скульптура и т.д.)
Прочее о социологии:
Теоретические основы в понимании лидера. Понятие
лидера в социологии
В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен ...
Особ. реализации технологии соц. диагностики
Термин “соц. диаг.” получил распространение в 20-30-х гг. XX века. Значение диагностики в обл. соц-х отношений и процессов аналогично "выявлению" хар-ра заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и прич ...
Основные формы технологий социальной работы в пенитенциарной системе
Теоретическое обоснование различных направлений с. р. в общ-ве, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории с. р. показало, что если с. р. с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными ...