- сотрудничество – элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет;
- противодействие – один элемент заклеивает другой, каждый подчеркивает свою идею, не прослеживается общей смысловой или композиционной линии;
- компромисс – возможно заклеивание элементов, но сохраняется общая идея, настроение;
- уступчивость – изначально выбираются маленькие фигуры и размещаются по краям коллажа, инициатива по созданию сюжета передается другим;
- избегание – элементы наклеиваются в стороне от других, не несут определенной идеи.
Данная методика зарекомендовала себя как достаточно эффективная. По отзывам участников, занятия позволили им расширить их понимание межличностных отношений, осознать некоторые особенности их взаимодействия с другими людьми, возникающие у них при этом трудности (разногласия и конфликты в процессе выполнения совместной деятельности).
Можно использовать данную методику в качестве проективного психодиагностического инструмента [32, с. 12-17].
Таким образом, арт-технология коллажирования является эффективным экологичным методом работы с ребенком и группой, и может применяться в различных направлениях деятельности социального педагога и психолога, как в терапии, так и диагностике.
Из рассмотренных выше особенностей арт-технологий, можно сделать следующие выводы:
1. Перспективы применения арт-терапии в социальной работе с детьми широки.
2. В частности, возможно, использовать арт-терапевтические техники в целях профилактики вовлечения детей в асоциальные уличные группировки.
Существует мнение, что подростковые субкультуры могут появляться из-за излишнего контроля родителей или предоставление подростку сверхсвободы, несложившихся отношений с одноклассниками, учителями, наличия свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации, «приход за компанию». Это ведет к возникновению ряда внутриличностных противоречий, которые часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции, поскольку невербальное обращение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Кроме того, применение арт-технологий позволяют получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Полученные продукты художественного творчества отражают интересы, ценности и межличностные отношения детей и подростков.
4. Рабочая атмосфера арт-технологий позволяет корригировать самооценку и уровень притязаний.
5. Групповые формы работы арт-терапии способствуют коррекции межличностных отношений.
6. Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью ребенка, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.
7. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние ребенка, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
8. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями.
Прочее о социологии:
Евреи в Петербурге
История евреев и Петербург – казалось бы, что может быть общего. Известно, что на территории России проживало в начале 20 века 5,5 млн. евреев, но жили они в черте оседлости. В Петербурге, даже в самые благоприятные времена, численность е ...
Социальная реабилитация лиц старших возрастов в социальных учреждениях социального
обслуживания
Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств.
Характ ...
Выводы и предложения (рекомендации)
Целью исследования было определить роль средств массовой информации в процессе формирования образа политического лидера.
В ходе исследования были определены следующие гипотезы:
1. Средства массовой информации формируют образы политическ ...