Свою жизнь он строит на виду у всех и где-то на зависть всем. Это уже не «скромный» капиталист – аскет, а динамичный и амбициозный творец своего счастья. Престиж для него крайне важен. Деньги сами по себе, без них общественного признания, теряют ценность. Поэтому он вынужден считаться с требованиями общества. И чем более цивилизовано данное общество, чем выше развита культура, тем более предприниматель разборчив в средствах достижения успеха. На данном этапе развитие культуры в России предопределило, что предприниматели не гнушаются ничем в достижении поставленной ими цели. Однако общество, задав культурные приоритеты предпринимательства, должно создать все необходимые условия для другого важного параметра – свободы деятельности, узловым регулятором которой выступает рынок. На пересечении этих двух составляющих и формируется феномен предпринимательской мотивации, которая детерминирована, прежде всего, потребностью человека в определенном роде занятии (деле), которое позволяет максимально полно задействовать творческие способности и самореализоваться.
Согласно обыденным представлениям для бизнесмена ничего важнее денег и прибыли нет. Между тем, как и научные, так и житейские представления по-своему верны, но отражают разные срезы психологической реальности. В одном случае, речь идет о более доступных восприятию реально действующих ценностях – стимулах конкретной предпринимательской деятельности, а в другом – о главных смыслообразующих ценностях жизни, трансформирующихся в её цель. В проведенном исследовании богатство, как главная ценность и цель жизни (именно эти слова присутствовали в анкете) занимает лишь пятую позицию, но как мотив предпринимательской деятельности – твердую вторую. Деньги и богатство в качестве идеала мало привлекательны. Иное дело те блага, с помощью которых можно приобрести: свободу, ощущение положения как хозяина своей судьбы и даже властные полномочия. При этом не исключается бытовой комфорт, предполагающий создание таких условий, которые бы способствовали восстановлению огромных затрат физической и психологической энергии, обеспечивали достаток в семье и широкие возможности для обучения детей. Следовательно, утверждения о глобальной меркантильности российских бизнесменов несколько преувеличены.
Прочее о социологии:
Частные социальные технологии. Социальная работа с бедными и малоимущими
Неоднозначность процессов, происходящих в современном российском обществе, порождает яростное столкновение взглядов, мнений, оценок. Но практически все участники научных и политических дискуссий, независимо от мировоззренческой, научной и ...
Технология соц. моделирования
Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение реально существующих процессов, явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Ф-ции мод ...
Основные причины и факторы девиантного поведения
В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями че ...