Одной из важнейших целей демографической политики России должно стать противостояние убыли населения страны и ее территорий. Несомненная острота этой проблемы обусловила подготовку Правительством Российской Федерации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2005 года.
Рис. 3.1. Динамика общих коэффициентов естественного движения населения
Отметим, что интерпретация общих показателей естественного движения (воспроизводства) населения должна проводиться с учетом того факта, что общие показатели очень сильно зависят от возрастной структуры населения. Поэтому общие коэффициенты следует сопоставлять только в том случае, если сравниваемые совокупности практически не различаются по возрастной структуре.
Проследим возрастной коэффициент рождаемости в России за период с 1994 по 2004, определяемый по возрастным группам как отношение числа родившихся за год у женщин данной возрастной группы к среднегодовой численности женщин этого возраста.
На основе возрастных коэффициентов рождаемости определяется суммарный коэффициент рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (от 15 до 50 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычисляется показатель. Суммарный коэффициент рождаемости определяется путем деления частных возрастных коэффициентов рождаемости, рассчитанных по одногодичным группам, на 1 000. Значение суммарного коэффициента рождаемости 2,1 и менее свидетельствует о том, что не обеспечивается даже простое воспроизводство населения. В табл. 3.2 приведем коэффициенты рождаемости (возрастные и суммарные) по РФ.
Таблица 3.2. – Коэффициенты рождаемости в России
|
Год |
Родившиеся на 1 000 женщин в возрасте, лет |
Суммарный коэффициент рождаемости | |||||||
|
моложе 20 |
20–24 |
25–29 |
30–34 |
35–39 |
40–44 |
45–49 |
15–49 | ||
|
1987 |
48,5 |
170,6 |
122,6 |
67,8 |
27,8 |
6,1 |
0,2 |
68,2 |
2,22 |
|
1988 |
49,6 |
167,9 |
114,1 |
61,8 |
25,6 |
5,6 |
0,2 |
64,5 |
2,12 |
|
1989 |
52,5 |
163,9 |
103,1 |
54,6 |
22,0 |
5,0 |
0,2 |
59,8 |
2,01 |
|
1990 |
55,0 |
156,5 |
93,2 |
48,2 |
19,4 |
4,2 |
0,1 |
55,3 |
1,99 |
|
1991 |
54,9 |
146,6 |
83,0 |
41,6 |
16,5 |
3,7 |
0,2 |
49,9 |
1,73 |
|
1992 |
51,4 |
134,0 |
72,2 |
35,0 |
13,9 |
3,2 |
0,2 |
43,9 |
1,55 |
|
1993 |
47,9 |
120,4 |
65,0 |
29,6 |
11,4 |
2,6 |
0,2 |
38,4 |
1,39 |
|
1994 |
49,9 |
120,3 |
67,2 |
29,6 |
10,6 |
2,3 |
0,1 |
38,0 |
1,40 |
|
1995 |
45,6 |
113,5 |
67,2 |
29,7 |
10,6 |
2,2 |
0,1 |
36,0 |
1,35 |
|
1996 |
39,7 |
106,4 |
66,5 |
30,3 |
10,8 |
2,3 |
0,1 |
34,1 |
1,28 |
|
1997 |
36,2 |
99,0 |
66,2 |
31,5 |
10,8 |
2,2 |
0,1 |
32,8 |
1,23 |
|
1998 |
34,0 |
99,0 |
68,0 |
33,4 |
11,5 |
2,3 |
0,1 |
33,1 |
1,24 |
Прочее о социологии:
Понятие социального института, его виды
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования ...
Проблемы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения
свободы
Важное значение в предупреждении совершения новых преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеет непосредственная организация на местах мероприятий по их социальной адаптации, оказанию помощи по трудовому и бытовому ус ...
Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект
реализации государственной молодежной политики
С периода распада СССР и до недавнего времени со стороны государства и основных политических партий отсутствовал запрос на систематическое гражданско-политическое воспитание подрастающего поколения, формирование преемственности носителей ...