Образование - та сфера социальной жизни, с которой ежедневно в разной форме и степени сталкивается практически каждая семья. Одни ведут малышей в детские сады, другие провожают детей в школы, дети третьих обучаются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования вузах и сузах.
Сегодня всеми формами образования - от дошкольного до высшего - охвачены 1 682 438 юных и молодых граждан страны, обучением и воспитанием которых занимаются 208 367 педагогов. Поэтому и понятен интерес общества к сфере образования.
Не исключено, что повышенное внимание общественности объясняется еще одним немаловажным фактором - в системе образования страны происходят кардинальные изменения, призванные поднять отечественное образование на качественно новый уровень.[3]
Образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. [4]
Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. [5]
Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. [6]
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: [7]
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования и государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
В соответствии с Национальной доктриной образования (2000) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. главной задачей российской образовательной политики провозглашено обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Теперь обратимся к понятию «качество образования». Для более полного понимания рассмотрим три, на наш взгляд, подходящих определения. Качество образования - ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам. [8]
Качество образования - востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. [9] Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Прочее о социологии:
Цели деятельности
Группы могут различаться по цели деятельности, которая придает содержание и смысл совместной деятельности людей, в значительной мере предопределяя характер взаимоотношений между ними. Целевая направленность в значительной степени присуща ...
Социально-педагогическая д-ть в системе соц.работы
С.р-та явл. комплексной наукой и сферой практической д-ти. Она вкл. в себя эл-ты психологической, мед-ой, юрид-ой, пед-ой д-ти. Важнейшая цель с.р-ты – увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизн ...
Депривационный подход. Ступени депривации
Альтернативный путь к определению и измерению бедности основывается на ее оценках через лишения, который представляет совершенно иной инструмент измерения реальных нужд бедного населения, что позволяет не только сформулировать иные критер ...