• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Понятие «Брак» и история развития брачно-правовых отношений
Страница 1

Информация о социологии » Проблема незарегистрированных браков » Понятие «Брак» и история развития брачно-правовых отношений

Брак

– свободный, равноправный союз между женщиной и мужчиной достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный в установленном законом порядке, имеющий целью создания семьи.

Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерна для российского права, восходит, как это принято считать, к праву Византийскому. В конце 19-го столетия (около 893г.) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе, как по средством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространенно и на низшие слои общества – рабов и крепостных.

В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы брачных отношений.

Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.

В это время различны и формы брака. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста приселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступившие в брак, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось, на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.

С 998г. С Крещения Руси и присвоением церковью монополии права начали складываться нормы брачного права и серьезно меняются представления о порядке заключения брака. В России начинает действовать Номоканон – собрание византийского семейного права. Церковное венчание, введенное в 19-ом веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам.

К концу 13в. Согласие сторон на брак стало фиксироваться в брачном сговоре, составлением которого занимались сваты или родственники. Заключительной частью брачного сговора является церковное обручение. Для вступления в сам венчальный брак от сторон требовалось выполнение многих условий. Одним из них был брачный возраст. Например, для женщин, в 14-15 в.в. он начинался с 12 до 18-20 лет. Русская церковь препятствовала заключению браков с несовершеннолетними. За преступную связь женщины наказывались постижение в монашки, позже ограничивались штрафом. Этот запрет не распространялся на великих княжон. Ограничивалось и число замужеств, нормы христианской морали допускали только два брака. Третий разрешался только в случае смерти второго супруга и отсутствия детей.

Постепенно усиливается роль светского законодательства. Однако дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке. В многонациональной России браки заключались в основном по религиозным нормам, и, соответственно порядок заключения брака, например, у мусульман отличался от классического христианского брака.

До Октябрьской революции 1917г. Браком считался союз, оформленный по религиозным канонам концессий, к которым принадлежали лица, вступившие в брак. Исключением составляли лишь браки раскольников, получавшие юридическое признание после их регистрации в полицейских органах. Именно эти браки представляли уже в то время не сто иное как «граждански браки», т.е. браки, оформленные в органах государственных, а не в церкви.

Страницы: 1 2 3


Прочее о социологии:

Рекомендацию по здоровьесбережению молодежи
Стало очевидно, что вопросы формирования здорового образа жизни среди молодежи переходят в категорию наиболее актуальных для социальной работы, педагогики, медицины и других отраслей знаний. Значимость проблемы определяется ее ориентацией ...

Введение.
За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от ...

Заключение.
В процессе написания курсовой работы на тему: «Технологии социальной работы с молодежью» автором были изучены проблемы молодежи, нормативно-правовые акты молодежной политики Российской Федерации и Краснодарского края, роль социальных служ ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru