В целях анализа институциональных образований в практиках научных коммуникаций мы предлагаем выделить несколько пересекающихся аспектов.
1. Традиционное деление научных коммуникаций на формальные и неформальные представляет интерес в контексте выполнения ими различных функций.
С понятием «неформальных» коммуникаций тесно связана коннотация с теневой, нелегальной сферой, которая охватывает осуществление коммуникационных процессов, направленных на выполнение тех функций, которым не нашлось места в легальной системе коммуникаций научного поля. Предположительно, чем менее эффективно работает система формальных научных коммуникаций, тем обширнее набор функций, выполняемых неформальной сферой – либо в полном объеме, либо в качестве дополнения/дублирования функций формальной системы. Т. Шибутани рассматривает возникновение и функционирование слухов по большей части как следствие неэффективной коммуникации по формальным (официальным) каналам. Различие норм и ценностей, направляющих практики в формальной и неформальной сферах ведет к возникновению амбивалентностей в научном поле (здесь стоит искать амбивалентные нормы науки, описанные Р.К. Мертоном).
Однако область неформальных научных коммуникаций, на наш взгляд, полезно понимать несколько шире, чем сферу «намеренно уведенных в тень» коммуникаций, характерную для саморегуляции научного поля на постсоветском пространстве. Согласно Г. Мензелю, впервые описавшему особенности неформальных научных коммуникаций, под этим термином понималась совершенно другая область значений: в них включались все коммуникации, которые происходят стихийно, непреднамеренно.
Стихийная область научных коммуникаций во многом зависит от наполненности информационного пространства полезными сообщениями и акторами, потенциально способными их создать в интеракции. В этом контексте, учитывая постоянно растущие объемы научной информации (не факт, что полезной ее части!), а также развитие новых информационно-коммуникационных технологий и информационной среды Интернет, пополняющей мировые запасы научного информационного шума, всё большую роль играет упорядочивание и структурирование, а также отбор информации.
2. Предлагается сделать акцент на выделении следующих видов научных коммуникаций в зависимости от типа информации:
- Непосредственно научные (посредством коммуникаций этого вида осуществляется циркуляция научной информации, которая, согласно Дж. Д. Берналу, включает в себя: 1) данные, которые можно использовать в практике или в собственных исследованиях; 2) процедуры, техники и методы, включая описания исследовательского инструментария; 3) концепции, теории или идеи, которые могут не только использоваться, но и заставлять ученых расширять или сужать исследовательский горизонт.
- Организационные (внутренняя организация научных коммуникаций, коммуникация о коммуникации – предоставление информации о нормах, конвенциях, ценностях, возможностях осуществления различных форм научных коммуникаций, напр. информация о семинарах и конференциях, требования ВАК, нормы построения и оформления научных текстов и т.п.)
- Коммуникации-ритуалы (целью таких коммуникаций является не распространение научной информации, а соблюдение сложившихся традиций, ритуалы перехода и т.п.)
Генезис коммуникаций-ритуалов во многом обусловливается ригидностью элементов институционализации коммуникаций, теряющих или меняющих своё содержание с течением времени. Другую часть этого вида коммуникаций, не служащих непосредственной цели науки, составляют заимствования из практик других социальных институтов, общечеловеческих и непосредственно коммуникационных практик, которые неизбежно пересекаются с наукой.
Неформализованные (стихийные) научные коммуникации более гибкие, содержат меньше ритуалов первого типа.
- Вспомогательные коммуникации дают информацию о побочных явлениях, не влияющих непосредственно на научную продуктивность ученого, однако иногда необходимых для его информационного комфорта. Такая информация касается позиций акторов в научном поле, их интеллектуальных, символических и социальных капиталов, социальных сетей, катализации доверия, другой информации, обеспечивающей самовоспроизводство системы науки.
Прочее о социологии:
Фамилизм и феминизм как теоретические течения в изучении семьи. Понятие термина «фамилистика», его определение в
социологической науке о семье
Фамилистика — это отраслевое направление социологии семьи, наука о семье, выделившаяся в 60-70-е годы XX в. Фамилистика — одна из самых молодых наук, возникших в процессе дифференциации социологической науки. Это междисциплинарное направл ...
Основные механизмы реализации социальной политики. Отечественные
модели социальной политики
Отечественные модели социальной политики, возможно, рассмотреть в контексте исторического процесса, что позволит обозначить характерные для российской социальной практики модели построения общественных взаимоотношений.
Идеологические кон ...
Технология соц. моделирования
Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение реально существующих процессов, явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Ф-ции мод ...