Тем не менее, за период с 1993 по 2002 г. доля удовлетворенных состоянием взаимоотношений с коллегами возросла с 76 до 89%, а доля неудовлетворенных снизилась с 7 до 4%. Данный элемент производственной ситуации оказался единственным, оценка которого на протяжении девяти лет последовательно улучшалась.
Уже в начале 1990-х гг., когда мы впервые столкнулись с данным феноменом, дополнительный анализ его связи с другими элементами производственной ситуации показал, что удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе является значимым конструктивным фактором трудового поведения.
Была выявлена его положительная связь с показателями коллективной ответственности за использование рабочего времени, работу цеха и предприятия. Дальнейший анализ показал, что хорошие отношения с товарищами по работе имеют не меньшее значение и для рабочих частного предприятия, даже если политика менеджмента направлена на искоренение предпосылок к их укреплению.
В исследованиях 1999 г. выявлено, что повышению оценок отношений с товарищами по работе способствует такой фактор как уверенность в получении от них помощи при трудных житейских обстоятельствах. Среди тех, кто всегда может рассчитывать на помощь товарищей по работе, а таких оказалась 1/3 от числа опрошенных, большинство (64%) полностью удовлетворены отношениями с товарищами по работе, тогда как среди тех, кто на это рассчитывать не может - 39%. В исследованиях (2007 и 2008 гг.) эта положительная связь подтвердилась
2. Предполагаемые стратегии трудового поведения рабочих в сложной для предприятия ситуации (в % к числу ответивших)
В сложной для предприятия ситуации* |
2002 |
2007 |
2008 |
Согласятся на задержки зарплаты, т.к. главное - хороший трудовой коллектив Согласятся на задержки зарплаты, т.к. главное - сохранение рабочего места Не согласны на задержки заработной, платы - уволятся Количество ответивших (чел.) |
13 28 59 161 |
12 46 42 155 |
19 24 57 134 |
Чем в большей мере рабочие могут рассчитывать на помощь, тем выше удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами. Степень уверенности в том, что рабочие всегда могут опереться на своих коллег, по данным всех проведенных исследований, составляла, примерно, около 2/3 от числа опрошенных.
Впрочем, такая уверенность характерна не только для рабочих, проявляется она и у опрошенных инженеров (2007 г.). В целом можно утверждать, что коллективистские (нормы взаимопомощи на работе и в быту), а не индивидуалистические принципы являются конструктивным фактором высоких оценок отношений с товарищами по работе.
Таким образом, в относительно благоприятных условиях труда (1990 г.), когда еще сохранялась моральная сила трудового коллектива и играла существенную роль ценность "принести своим трудом больше пользы обществу", хорошие отношения с товарищами по работе могли существенно компенсировать неудовлетворенность размером заработной платы. В неблагоприятные годы, когда снижение реального размера заработной платы становится критическим (особенно 1999 - посткризисный год), либо, напротив, начиная с 2002 г., когда наметившийся рост заработной платы рабочих лишь обострил возросшие притязания на нее, а другие нематериальные формы вознаграждения трудовых усилий были утрачены либо не имели такого значения (вводимые социальные пакеты), компенсационная роль хороших отношений с товарищами по работе резко снижается. Они сохраняются у большинства рабочих, но они мало связываются с решением задач предприятия, еще меньше с преданностью ему, готовностью при необходимости "затянуть пояса" ради корпоративных интересов. Об этом свидетельствуют ответы рабочих о роли трудового коллектива в проективной ситуации выбора стратегии поведения.
Прочее о социологии:
Содействие
трудоустройству в другой местности
Для реализации этих задач Минтруда России разработало «Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности».
До настоящего времени существовала ситуация, в которой желающие работать из-за отсутствия вак ...
Социальная реальность. Социальный факт и виды социальных фактов.
1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное, «реальна», как и другие виды реальности (биологический, психологический, экономический), а потому, как и посл ...
Репутационный подход и концепция Р. – Ж. Шварценберга
Репутационный подход понимает под элитой замкнутую группу, статус и деятельность которой оценивают другие группы общества, т.е. они определяют ее репутацию. Те, над кем простирается власть, могут определять, оценивать тех, у кого власть н ...