• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными
Страница 1

Информация о социологии » Социальная работа с бывшими заключенными » Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными

Несколько последних десятилетий были ознаменованы процессами широкого распространения идеи международного гуманитарного права и применением прав человека на практике. В отечественной академической традиции социальной работы и социальной политики проблема этнических различий становится предметом специального обсуждения.

Как и все объекты социальной работы, бывшие заключенные требуют особого этического подхода при работе с ними. Одним из аспектов продуктивной социальной работы с заключенными является применение адекватных ситуации профессионально-этических норм и правил.

Специфика бывшего заключенного состоит в том, что он пребывал определенное количество времени (длительность назначенного судом срока) в обстановке в которой сформировалась сложная субкультура которая «проникает» в сознание заключенных за очень короткий промежуток времени. К данной субкультуре можно в частности отнести принципы, правила поведения, нормы которые в обществе заключенных являются нормой (приложение №5).

Все это настолько прочно усваивается в заключенном, что, даже выйдя на волю их мест лишения свободы он продолжает следовать этим нормам.

Поэтому встает резонный вопрос, – каким образом следует социальному работнику подходить к заключенному, чтобы помочь бывшему арестанту в решении его социальных проблем.

Для того чтобы осмыслить процесс общения социального работника и бывшего заключенного, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку. Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне. Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными. Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.

Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения. Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника при работе с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР положения которого вполне применимы при работе с бывшими арестантами. К главным его положениям относятся:

— быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;

— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;

— уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

— в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

— в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

— служить своей профессией на благо окружающим.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:

1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;

2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;

Страницы: 1 2 3


Прочее о социологии:

Теория социального развития. Социальная революция
Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой. В свою очередь, и производст ...

Универсальные социальные технологии. Социальная диагностика
Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их ...

Субъект и объект управления
Вся совокупность социальных взаимодействий может рассматриваться как взаимодействие субъекта и объекта управления. Cубъект, так и объект управления имеют сложную, многоуровневую структуру. В качестве субъекта управления выступают и социа ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru