Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими возрастными группами населения. Такое положение вещей обусловлено следующими причинами: объективной заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности своего существования, и объективно ограниченными возможностями жизнедеятельности, присущими ребёнку.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия (23, С.74). Сегодня численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны (23, С.75). Столь значительный удельный вес детского населения в демографической структуре общества приводит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходимой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государственное значение.
Основные социальные проблемы детей вызваны:
ü их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом;
ü состоянием общества, в котором они живут.
Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем.
Первичная система ограничений представляет собой совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка и его зависимости от взрослых членов общества.
Прежде всего, это биологическая и физиологическая зависимость ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т.п. Следующий элемент – это ограниченные психологические, интеллектуальные и социальные возможности и способности ребёнка, результатом чего становятся его потребности в воспитании, образовании и развитии.
И, наконец, ограниченные возможности и способности ребёнка адекватно реагировать на внешние воздействия и адекватно оценивать собственные действия и поступки. Это приводит к тому, что возникает необходимость удовлетворения потребностей ребёнка в надзоре, социальном контроле, просвещении и в правовой защите.
Вторичной системы ограничений жизнедеятельности ребёнка представляет собой совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка (12, С.215). Основными её элементами являются: ограничение ряда гражданских прав детей, их подчинённое положение в семье и других социальных общностях, наличие в обществе ряда социальных институтов и организаций, удовлетворяющих важнейшие социальные потребности детей, но действующих в интересах общества по формальным правилам, общественный и государственный контроль за выполнением гражданами своих родительских обязанностей.
Прочее о социологии:
Теоретический аспект изучения Православной благотворительности в истории
становления социальной работы. Понятие и сущность церковной благотворительности
«Спешите делать добро»
( «святой доктор» Федор Гааз)
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля, «благотворительность» трактуется как «свойство, качество благотворящего», это определение подходит отдельной личности, ...
Подростковая и юношеская сексуальность в Западной Европе - тенденции
развития и национальные различия за 50 лет. Состояние проблемы
Изучение сексуального поведения и установок населения вообще и подростков в особенности в странах Западной Европы началось уже в самом начале ХХ в. (см. Кон, 1988). Однако таких исследований было мало, они были нерепрезентативны, а консер ...
Состояние временного трудоустройства в Белгородской области
Программой по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области 2010 года предусмотрено временное трудоустройство 18600 человек, организация стажировки 1000 выпускников учреждений профессионального образования, опережающее обучени ...