Современная социальная жизнь всё больше технологизируется. Успех многих, если не большинства, социальных проектов и программ напрямую зависит от того, насколько чётко и последовательно разработана вся система соответствующих процедур и операций. В настоящее время социальные технологии разрабатываются в соответствии с потребностями различных социальных субъектов (социальных движений, организаций, структур и т.п.) и непосредственно включаются в систему социального управления и социальной жизнедеятельности.
Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:
1. По масштабам решаемых социальных проблем:
ü универсальные социальные технологии;
ü частные социальные технологии.
К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.
2. По уровню социальной деятельности:
ü глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
ü региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;
ü национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
ü государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;
ü муниципальные и пр.
3. По характеру решаемых задач:
ü функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
ü инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;
ü технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
4. По характеру воздействия на социальные процессы:
ü формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
ü стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
ü сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
ü разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
5. По характеру и содержанию используемых средств:
ü организационно-распорядительные и административные социальные технологии;
ü социально-правовые технологии;
ü медико-социальные технологии
ü психологические технологии;
ü педагогические технологии и т.п. (28, С.93).
Прочее о социологии:
Структура и функции социологии
Структура социологического знания характеризуется многоуровневым характером и включает следующие элементы:
· Общая социологическая теория.
· Специальные социологические теории (теории среднего уровня).
· Конкретные социологические иссл ...
Изучение и отработка маршрутов до близлежащих УПП, ТПО, учреждений, организаций
и других объектов
Цель занятия
– расширение зоны самостоятельного передвижения незрячего вблизи УПП и места проживания. Для этого необходимо выбрать 2–3 объекта по желанию ученика и изучить до них маршруты. Иногда аптеки, универмаги, сберегательные банки, ...
Три типа приема и передачи информации
Для чего человек говорит? Для чего ему дан аппарат, который умеет производить речевой поток или текст? Для того, чтобы передавать информацию. Передача информации — универсальное назначение любой речи. Язык устроен таким образом, что за по ...