К сожалению, образование в Российской Федерации нельзя назвать идеальным. Конфликтологи рассматривают школы как посредников, воспроизводящих и легитимизирующих существующий социальный порядок и, таким образом, действующих во благо одним индивидам и группам и в ущерб другим.
Система образования служит интересам господствующей группы, снижая напряженность, создаваемую малыми этническими группами. Все общества придают индивидам независимо от их качеств и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путем выбора и конкуренции. Общества должны производить отбор молодежи для должностей и профессий, требующих особых талантов. Институт образования выполняет эту функцию. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу. Конфликтологи считают, что образовательные учреждения служат для того, чтобы отпрыски элитарных родителей, имея «нужные удостоверения», могли гарантированно получить лучшие места.
В стране резко развивается социально-экономический кризис, который поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем.
Образование – такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися и студентами, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная одаренность – таковы струны, из которых плетется сито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.
Острой во многих муниципальных структурах России стала проблема доступности дошкольного образования. За период с 2000 года закрыто более 20 тысяч дошкольных образовательных учреждений, а число мест в детских садах сократилось на 2,4 миллиона, то есть более чем на треть. Несколько лет практически не обновляется и приходит в негодность материально-техническая база государственных муниципальных дошкольных учреждений, многие здания детских садов требуют капитального ремонта. За период с 2004 по 2006 года было построено лишь 4 детских сада, вместо запланированных 14. Все больше открывается частных детских садов. Группа детей состоит из 4-10 человек. Плата в таких дошкольных учреждениях превышает плату обычно государственного муниципального детского сада в 10-15 раз.
Сегодня в целом по стране лишь 50 % детей дошкольного возраста посещают детские сады. Отсутствия внимания и адекватных социально-экономических решений в этом направлении уже сейчас создает проблемы равного начального старта для детей в начальной школе. 1
В стране резко развивается проблема кадрового обеспечения государственных общеобразовательных школ. Из системы образования уходят лучшие специалисты, в школах огромная нехватка учителей иностранного языка, математики и физики. Образовавшиеся вакантные места занимаются людьми без специального образования, пенсионерами. Высока перегрузка оставшихся в школе учителей. В школах Нижнего Новгорода и Нижегородской области на конец 2005 года недоставало для работы 640 учителей. В 53 школах есть вакансии учителей русского языка и литературы, в 34 школах – учителей истории. 25 % ставок учителей заполнены пенсионерами, 40 % учителей работают с нагрузкой в 2,5 ставки, что недопустимо.
Быстро падает социальный престиж профессии учителя, отсутствует социальная защита работников образования. Все это приводит к резкому ухудшения качества преподавания, во многих государственных школах по ряду предметов не проводится обучение в течение длительного времени.
Образование в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возможностями, инвалидностью.
Прочее о социологии:
История еврейского народа. Иудаизм и Еврейский Народ
Начало еврейскому народу дали скотоводческие племена, кочевавшие по Среднему Востоку. В 13 веке до н.э. они начали переселяться на земли, принадлежащие сегодня государству Израиль, оседать там и строить селения и города. Центром государст ...
Социология города – отрасль практической социологии. Предыстория
дисциплины.
В середине XX века социологическая наука как отрасль обществоведения вступила в новый этап своего развития. Если до 60-ых годов она развивалась преимущественно в теоретико-методологическом плане, то в последнее время в ней воспреобладал э ...
«Проблемы и потребности молодежи». Историческое
развитие социальной работы с молодежью
До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако пос ...