В настоящее время по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500 миллионов инвалидов. В России их более 10 миллионов. Из них – более 5 миллионов в возрасте от 20 до 50 лет, 80 % которых хотели бы работать, но в связи с недоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать. В результате только 5 % инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране имеют работу.
Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии – это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности. Так, по данным управления специального образования Министерства образования и науки Российской Федерации, инвалиды, освоившие программы высшего и среднего профессионального образования, имеют занятость, превышающую 60 %. Однако современное образование, призванное способствовать выравниванию статусных позиций, часто воспроизводит неравенство, существующее в обществе, устанавливает жесткие барьеры для представителей социальных групп, которые не располагают ресурсами: финансами, связями в административных структурах, социальным статусом.
Инвалиды в программах обучения в целом по России составляют пока меньшинство по отношению ко всем прошедшим обучение. Такое положение связано, с одной стороны, - с барьерами окружающей среды, образовательного пространства в целом, с другой, - с недостаточной мотивацией самих инвалидов что-то менять в своей жизни.
Основную поддержку инвалидам в доступе к дополнительной профессиональной подготовке оказывают родные и близкие. Это свидетельствует, что главным механизмом поддержки людей с ограниченными возможностями в области дополнительного образования является ближайшее окружение человека, а не система социальной защиты. Более половины опрошенных инвалидов говорят, что перспектива получения дополнительного образования желательна для них, но в современной России не существует механизмов решения этой задачи.
Следующей важной темой в данной проблеме является характер отношений с преподавателями. Эти отношения позволяют понять степень интеграции инвалидов в систему образования, охарактеризовать наличие субъективных барьеров, обусловленных уровнем готовности образовательных учреждений к работе с людьми с ограниченными возможностями.
Почти половина инвалидов считает, что существует особое отношение у преподавателей к обучающимся инвалидам. Оно проявляется в различных формах, которые можно условно разделить на две группы. К первой относится все, что связано с моральной и дополнительной организационной поддержкой инвалидов в процессе обучения. Вторая группа представлена различными формами дискриминации инвалидов, с нарушением этнических норм.
Для того чтобы исправить проблемы, связанные с образованием у инвалидов и людей с ограниченными возможностями, необходимы специальные государственные меры, которые позволят инвалидам, получить хорошее образование и иметь шансы на достойную работу и высокую заработную плату.
Отсутствие доступной среды мешает людям с ограниченными возможностями обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда, получать дополнительное образование и профессию, востребованную в современных условиях, вести активный образ жизни, не быть обузой для общества, родных и близких.1
Прочее о социологии:
Изучение проституции как профессии.
Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:
Род занятий - удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;
Характер занятий - систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечен ...
Стратегическое и оперативное управление. Зарубежный опыт
Система управления социальной организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности – стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существую ...
Моральное обоснование хозяйственной деятельности
«В истолковании Дюркгейма мораль неотделима от социальной солидарности и также постоянно находилась в центре его исследовательских интересов». Доказывая, что разделение труда
порождает солидарность, он одновременно доказывал, что оно вып ...