1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. с. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически нездоровых людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений.
Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у подростков по ряду причин. Часто психические расстройства обусловлены тем, что среда и общество предъявляют к подростку непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умственной отсталости, т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера [7, с. 84].
Прогрессивные педагоги с тревогой отмечают, что господство в авторитарной школе культа силы, культа приобретательства и потребления, духа соперничества и постоянной конкурентной борьбы за успеваемость, «выживание», а также отсутствие радости, комфортности, защищенности детей дома и в школе обрекают юное поколение на постоянное чувство тревоги, страха, нервозности, депрессии, вызывают у некоторых нарушения психики, появление жестокости, агрессивности в различных формах [7, с. 72].
Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и, как следствие, возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.
В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение в жизни в низком, подчас нищенском уровне большей части населения; в расслоении общества на богатых и бедных.
Дети девиантного поведения - алкоголики, наркоманы, проститутки - в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют.
Неблагоприятные условия в семье и школе, проблемы на пути к знаниям и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья часто ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения детей [7, с. 95].
Для детей подростковый возраст (11-17 лет) – одни из самых сложных, внутренне противоречивых, «кризисных». Это возраст, который в силу целого ряда объективных причин таит в себе опасность дезадаптационных процессов, психологических проблем, нередко приводящих к девиантному и делинквантному поведению.
Дети дезадаптированные – дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития [3, с. 86].
В психолого-педагогической литературе к числу основных причин, факторов, условий дезадаптационных сдвигов у подростков относят, прежде всего, особенности социокультурного уровня в их развивающейся психосоматической структуре. Главное здесь нарушение относительного равновесия латентного периода в развитии детей в связи с половым созреванием (пубертат) в подростковом возрасте. В целом биологическое развитие подростков резко усиливается, тогда, как социокультурное значительно отстает [11, с. 78].
Наиболее сложной проблемой в системе социально-психологической работы с «трудными» подростками, в том числе с делинквентным и аддиктивным поведением является проблема их воспитания, преодоление дезадаптационных процессов, их социально-психологическая реабилитация. Помещение молодых правонарушителей и лиц с аддиктивным поведением в специальные заведения (колонии, спецшколы, спецучилища, реабилитационные центры и т.д.), как свидетельствует практика, достаточно часто превращается в способ подготовки будущих взрослых преступников, членов организованных криминальных группировок.
Прочее о социологии:
Введение.
Слово “язычество” происходит от корня “языкъ”, что старославянском языке означает “народ, племя”. Например, “встанет языкъ на языкъ; да един ч(лове)къ оумьретъ за люди. а не вьсь языкъ погыбнетъ; въскую шяташя ся езыци; яко пр(оро)ка бо в ...
Религиозные модели семьи.
а) семья в библейские времена Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: ...
Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
Безработица - это результат непрерывного изменения предложения и спроса рабочей силы в условиях рыночной системы хозяйствования. Она определяется как разница между численностью работоспособных, входящих г в общую массу рабочей силы, и чис ...