Возникновение традиций многодетности диктовалась условиями высочайшей общей и детской смертности, грозившими вымиранию отдельных племен и общин. Единственный путь сохранения и воспроизводства человеческих племен состоял в социальном поддержании высокой рождаемости. Поэтому вся общественная организация прошлого была подчинена не только интересам обеспечения безопасности, но и интересам воспроизводства населения. Социальные нормы высокой рождаемости функционировали, прежде всего, в форме табу на всякое предупреждение и прерывании беременности, то есть в форме запрета на вмешательство в репродуктивный цикл – физиологическая последовательность наступления беременности и родов после сексуальных отношений (схема 1).
О социально-экономической детерминации многодетности и сохранении запрета на вмешательство в репродуктивный цикл можно судить, например, по семейному укладу жизнедеятельности в феодальном обществе. В расширенной семье патриархального типа производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям. Семья была полифункциональная, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения /3/.
В таких условиях ориентация личности на семью определялась строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.
Подобная ориентация на семейно-родственный коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства /3/. Установка личности на многодетность в этих условиях укреплялась благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социального положения личности в общине родительским статусом.
Краткий период социализации ребенка, участие детей в домашних делах, в производстве с ранних лет поощряли потребность в многодетности, поскольку польза от детей явно перекрывала издержки.
Однако для феодальной России была характерна не только многодетность, но среднедетность. Расширенная патриархальная семья стала распадаться в России с XV века /3/.
Развитие капитализма вело к глубоким переменам образа жизни населения. Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием капиталистического производства, вытягивающего всех членов семьи из лона семейного производства в сферу наемного труда /3/.
Рождение большого числа детей постепенно теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию, прежде всего экономические и социальные мотивы многодетности. Спонтанному уменьшению норм многодетности, редуцированию их до нижней границы многодетности (5 детей) и ниже содействует постепенное уменьшение детской смертности. Многодетность потеряла свою главную опору, а рождение детей, функционально никак не связанное с физическим самосохранением Я, теперь могло сокращаться беспредельно, точнее, до бездетности (схема 2).
Таким образом, созданная разрушением норм высокой рождаемости возможность выбора любого числа детей в семье при распространении многодетности не реализуется, т.к. стереотип отказа от трех и более детей ведет к предпочтению одно-двухдетной модели. Для того, чтобы возможность выбора между тем или иным числом детей могла существовать реально, сначала надо устранить факторы, побуждающие людей к малодетности, а затем привести в действие факторы, поощряющие семьи с тремя и более детьми.
Несмотря на общие причины многодетности, у каждой семьи существуют свои взгляды на желательное количество детей. именно эти взгляды определяют типы многодетности в конкретной семье, о которых будет рассказано в следующей главе.
Прочее о социологии:
Религиозные модели семьи.
а) семья в библейские времена Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: ...
Европейский брак в средневековье и Возрождение
На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а ...
Вывод
Наличие демаркационной линии между теоретической и прикладной социологией ведет к тому, что, их различие принимает характер процесса дивергенции, который в принципе противоречит построению социологии как единой неуки. Данная парадоксальна ...