• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Механизм реализации социальной политики и её связь с социальной работой
Страница 1

Социальная политика » Механизм реализации социальной политики и её связь с социальной работой

На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

- субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;

- политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

- объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

- система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;

- предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ [21; С. 83].

При решении конкретных задач данная структура дополняется и другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.

Существует несколько технологических фаз механизма реализации:

- научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных социальных отношений;

- определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;

- нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы – принятие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;

- административно-организационное и мотивационно-пропогандистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне федерального центра, регионов и на местах;

- контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы. В социальной политике можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный [21; С. 83-84].

Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления, назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения.

Весь этот аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления.

Практически-организационный компонент социальной политики государства – это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства.

Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая ей уверенность в практических действиях.

Организаторская деятельность – это распорядительная деятельность управленческих органов, цель которой – рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания [21; С. 84]. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает:

- глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной политики задач и всесторонний анализ, и оценку условий для их решения;

- подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач;

- доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

- разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;

- координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности;

- проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности [21; С. 84-85].

Вычленение в социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация научно- познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя, прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом.

Страницы: 1 2 3


Прочее о социологии:

Решение вопросов сбережения здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни и развития массового спорта в Российской Федерации
Самой сложной проблемой в демографическом вопросе для России оказалось явление «русский крест»; по мнению демографов – пересеклись две кривые – падение рождаемости и рост смертности. Мнение ученого из Гарварда Н. Эберштадта: «Русская нац ...

Религия как социальный институт
Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо, прежде всего, отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается ...

Вывод вариантов прогнозирования.
Если сделать вывод всех вариантов прогнозирования нашего будущего, то выходит такая модель: капитализм – в экономике; социализм – в распределении; демократия – в управлении; плюрализм – в политической и духовной жизни. Весь развитый мир ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru