• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Основные механизмы реализации социальной политики. Отечественные модели социальной политики
Страница 1

Социальная политика » Основные механизмы реализации социальной политики. Отечественные модели социальной политики

Отечественные модели социальной политики, возможно, рассмотреть в контексте исторического процесса, что позволит обозначить характерные для российской социальной практики модели построения общественных взаимоотношений.

Идеологические концепты "общественного благосостояния" вырабатывались в течение нескольких столетий. В историческом плане оно было связано с возможным в данных условиях справедливым распределением и перераспределением материальных и духовных благ, с практикой поддержки нуждающихся, особенностями способа производства, а также с историческими институтами власти и "общественным мнением". Складывающиеся модели социальной политики вырабатывали такие принципы перераспределительных механизмов, которые требовали, во-первых, обеспечение возможности для определенных слоев нетрудоспособного населения потребления общественных благ и достижений; во-вторых, законодательно закреплять распределительные формы поддержки; в-третьих, обосновывать с учетом исторических проявлений "общественного мнения" проведение политики благосостояния населения.

Модель 1 – княжеское и церковно-монастырское попечительство. Для данной модели характерна опека над определенными группами населения, которые законодательно поступают под княжеский и церковный патронаж. В эту клиентелу входили не только люди Церкви, но и одинокие люди, не имевшие кровных родственников, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения являлось "питание", т.е. поддержание жизни подопечного. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов, что находило свое выражение в различных объемах княжеских пожертвований. Постепенно утверждается так называемый остаточный принцип, когда поддержка осуществляется из "избытка чего-либо". В связи с неразвитой системой хозяйствования, помощь на уровне власти носила временный и непостоянный характер. Однако, вероятно, она была адресной и конкретной, поскольку "благочестивые" действия князя были регламентированы определенными традициями и законами. Церкви и монастыри предпринимают первые шаги в организации институтов поддержки, таких, как больницы, богадельни, а также закладывают основы медицинской помощи и просветительской деятельности.

Модель 2 – государственно-законодательное регламентирование. В связи с формированием государственности важнейшим атрибутом общественных отношений становятся принципы "мира и спокойствия" и "благочиния". Согласно этим идеологическим концептам власти стремятся проводить политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства, предпринимают первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями.

Секуляризация монастырских хозяйств была связана не только с процессами абсолютизации власти, но и со средневековой урбанизацией, когда городам были необходимы определенные слои населения, обеспечивающие их процветание. В этой связи характерны первые запреты на постриги "людей торговых и мастеровых". Власти стремятся через законодательные меры инициировать деятельность Церкви на благотворение нищих, убогих, людей Церкви, возложив на данный институт распределение социальной помощи нуждающимся. Государство берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих.

Растет роль государства в деле борьбы с голодом. С этими целями организуются соответствующие Приказы: так, Житный приказ ведал житными дворами, где хранился запас зерна на случай голода. Издается ряд законов, регламентирующих действия местных властей, Церкви, феодалов и "скудных людей" в период голода. В частности, предусматривалось введение государственной монополии на цены, раздача хлеба в долг, право перехода крестьян от феодала в другие земли.

Страницы: 1 2 3


Прочее о социологии:

Институциональный подход и теория элиты Р. Миллза
Институциональный подход рассматривает элиту как группу статусов и стратегических ролей. В работе «Властвующая элита» Р. Миллз определил элиту как «тех, кто занимает командные посты». Поскольку власть в современном обществе институциализ ...

Конфликт и девиантное поведение: Эмиль Дюркгейм. Эмиль Дюркгейм
Если для Вебера в центре внимания находится конфликт материальных и идеальных интересов различных статусных групп, характеризующихся собственными экономическими интересами, амбициями и определённой системой жизненных ориентаций, то для Дю ...

Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы
Последняя треть XX в. знаменуется рождением новой пост-неклассической науки. Причиной тому стали революционные открытия в разных отраслях научного знания, значительно изменившие научную картину мира в целом. Базисные принципы современног ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru