Согласно данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (1963), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой, 75 лет и старше – старые люди, возраст 90 лет и старше – долгожители. ВОЗ в 1982 г. выбрала возраст 65 лет как индикатор пожилого возраста. Возраст старше трудоспособного, согласно классификации ООН, - свыше 65, а в России – 60 лет [16].
В России в конце XX века, в период между переписями (1989 – 2002гг.) число людей в возрасте 60 лет и старше увеличилось более чем на четыре миллиона человек. К 2025 г. пожилые и старые люди составят более четверти в общей численности населения России.
Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей [15].
Для пожилых людей серьезными социальными проблемами становятся:
ü поддержание приемлемого материального уровня жизни, особенно в условиях инфляции;
ü получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки;
ü изменение образа жизни и адаптация к новым условиям;
ü осознание естественности процесса старения, снижения физической активности, возможности активного передвижения.
Чтобы эффективно оказывать социальную помощь пожилому человеку, необходимо знать его индивидуально-психологические особенности и потребности, с которыми необходимо считаться как социальным работникам, так и родственникам, ухаживающим за ними.
По мнению А. Маслоу, существует иерархия базовых потребностей человека: [19]
ü физиологические (пища, вода, сон и т.п.);
ü потребность в безопасности, защите (стабильность, порядок);
ü потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, социальные связи);
ü потребность в уважении (самоидентификация, самоуважение, признание);
ü потребность в самоактуализации, в свершении жизни (развитие способностей).
Большинство проблем пожилых людей связано с основными базовыми потребностями выживания. Многие из них живут в бедности, что не позволяет им приобретать одежду и другие вещи, у них плохие жилищные условия, они теряют социальные связи (умирают родственники, друзья).
Своеобразие личности пожилых людей обусловливает и содержание их потребностей:
ü во взаимодействии, общении с другими людьми, активности и чувстве общности с другими людьми;
ü в автономии;
ü в компетентности, в способности воздействовать на окружающую ситуацию.
Эти три вида потребностей ориентируют человека на рост, социальную интеграцию, встраивание себя в социальную систему.
ü Первая группа - потребности в избегании страданий, в спасении, в постоянстве (привязанность человека к определенным людям, предметам), в стремлении избегать новых, неожиданных ситуаций и контактов.
ü Вторая группа - потребность в автономии, выступающая в идее собственной независимости, свободы, стремлении идти по жизни своим путем, сопротивляться принуждению. Упрямство и неприятие чужого мнения - также проявление потребности в автономии. Это путь защиты собственной независимости. В эту же группу входят:
ü потребность в защите (в защите своего я от постороннего вмешательства, нежелание раскрываться, стремление сохранить свой внутренний мир);
ü потребность в заботе о других, особенно у женщин;
ü потребность во власти.
ü Третья группа - «подчиненные» потребности: потребность в любви, эротике, в отталкивании, в творчестве. Пожилые люди должны иметь право:
ü на безопасность. Окружающая обстановка и социально-экономическая ситуация должны внушать людям старшего возраста чувства защищенности, уверенности, они должны знать, что могут рассчитывать на гарантированную помощь в сложных жизненных ситуациях;
ü принадлежать самим себе, быть свободными от вмешательства, публичного внимания к жизни, самодостаточными;
ü на признание достоинства внутренней ценности, выраженного в уважении к уникальности и личным нуждам, независимо от сложившихся обстоятельств;
ü на независимость, возможность мыслить и действовать без ссылки на другого человека, включая готовность принять на себя определенный риск;
ü права, связанные с гражданством;
ü выбора из предлагаемых им вариантов. Например, жить в своей квартире самостоятельно или со своей семьей, избрать постоянным местом жительства интернат или пансионат, принять помощь социального работника;
ü не удовлетворенность достигнутым. Воплощение личных устремлений и способностей во всех аспектах жизнедеятельности.
С годами у пожилых людей увеличивается количество заболеваний и, следовательно, становятся необходимыми уход, медицинская помощь, а также психологическая поддержка, социальная защита, обучение новым навыкам в связи с потерей некоторых функций.
Прочее о социологии:
Мультикультурализм как модель культурной политики: ожидания и разочарования
Выбор модели культурный политики является важнейшим для социального развития страны, поэтому неадекватная культурная политика способна вызывать многочисленные конфликты. Среди важнейших проблем, которые стоят перед культурной политикой вс ...
Здоровый образ жизни и
социальная работа: теоретический аспект. Молодежь, как объект социальной
работы
Молодежный возраст, время с 15 до 25 лет, в этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнёра и вообще смысла жизни. Этот период первых дерзаний поз ...
Феминология как наука и учебная дисциплина
Феминология - это наука о положении и роли женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях: как наука и как учебная дисциплина. Феминология как наука о жизнедеятельности женщины в обществе отражает объективные закономерности ее существ ...