проблемы социальной адаптации и дезадаптации - трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;
проблемы социальной интеграции или дезинтеграции - трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.
Эффективное решение данных проблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики. Однако, по мнению М.С. Мартыновой, к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно. Негативную роль в решении перечисленных проблем играет ведомственная разобщенность.
Сегодня можно говорить о том, что система социального воспитания несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою "социально-педагогическую нишу", свою роль в социальном воспитании, которую М.А. Галагузова определяет как "педагогически ориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь".
Организационно система социально-педагогического сопровождения является ведомственной и подчиняется муниципальному органу управления образованием. Однако в целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные и муниципальные структуры. Важным фактором является открытость системы социально-педагогической поддержки безнадзорного ребенка, которая означает работу различных типов и видов учреждений по специальным программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики проблем детства, в том числе и безнадзорности, что обеспечит ориентацию на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укрепление благоприятных для развития ребенка условий.
Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения:
нестабильный брак или родители в разводе;
деструктивные взаимные отношения между членами семьи;
низкий уровень благосостояния;
наличие в семье безработных;
наличие в семье членов с асоциальным поведением;
частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.
Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью, показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители - первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, - ребенок никогда не станет безнадзорным.
Школа как социальная среда может провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.
Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие:
неподготовленность школы к работе с "проблемными" детьми;
"скрытый отсев";
формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;
проблемы со здоровьем;
физическое и моральное насилие учителей;
плохое поведение;
неуспеваемость;
отсутствие интереса к учебе и др.
Анализ перечисленных причин позволяет говорить о необходимости реализации в школе как мер общей профилактики, создающей условия для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.
Прочее о социологии:
Гендерные аспекты соц. р-ты
Соц. защита и поддержка оказывается независимо от пола, возраста, религии и т.д. И осуществлять ее также могут и мужчины, и женщины. Но, безусловно, соц. р-та имеет гендерные аспекты. Поэт. гендерный аспект в с. р-те необходимо рассм-ть в ...
Информационно-коммуникационные основания
международного сотрудничества
В настоящее время перед исследователями стоит задача осмысления противоречивых и изменчивых процессов в современном международном сообществе, возникающих в качественно новом информационно-коммуникационном контексте. Одним из таких процесс ...
Методы прогнозирования
Прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов.
В отечественном опыте идет процесс и накопления теоретических разработок, и создания специальных структур, исследующих тенденции в социал ...