• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Этнические особенности и их роль в социализации
Страница 3

Информация о социологии » Этнокультурные условия как мезофакторы социализации » Этнические особенности и их роль в социализации

Многие авторы, занимающиеся проблемами аккультурации, пришли к выводу, что действительно у индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиляция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Одним из продуктивных выборов является интеграция, которую называют "конструктивной маргинальностью", "межкультурной компетентностью", а индивида, сделавшего такой выбор, - "человеком мультикультуры".

Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в новом обществе, вместе с тем может удовлетворить потребности своей этнической или культурной группы. Он может овладеть богатствами еще одной культуры без ущерба для ценности собственной.

В настоящее время известны модели подготовки индивида к межкультурному взаимодействию:

- дидактическая (эмпирическая) модель, которая отличается методом обучения;

- общекультурная (культурно-специфическая) модель выделяется по содержанию обучения;

- модель, в которой имеют место различия относительно той сферы личности, в которой человек стремится достичь основных результатов (когнитивной, эмоциональной или поведенческой).

Так как представители разных народов и культур по-разному интерпретируют причины поведения и результаты деятельности, следует помочь им понять их, что, в свою очередь, позволяет освоить те атрибуции, которые характерны для взаимодействующих культур. Для этого целесообразно использовать атрибутивный тренинг, направленный на решение задачи объяснения поведения представителей другой культуры. В этом случае обучающиеся не отказываются от собственной культуры, чтобы стать похожими на представителей другой культуры, а учатся видеть ситуации с точки зрения ряда этнических групп, понимать диапазон видения мира членами разных этносов.

Однако чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы. Они называются "культурными ассимиляторами". Первые "культурные ассимиляторы" были разработаны американскими психологами в начале 60-х годов для американцев, взаимодействующих с арабами, греками-тайцами и др.

Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами. "Культурный ассимилятор" является техникой когнитивного ориентирования. Он состоит из описания ситуаций (от 37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи двух культур, и из интерпретации наблюдаемого поведения. При этом информация подбирается так, чтобы представить наиболее значимые различия между культурами. При подборе ситуации учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и др.

К настоящему времени создано много "культурных ассимиляторов", но ими обычно пользуется узкий круг лиц, к тому же нет ассимиляторов, в которых были бы учтены многонациональные субъекты взаимодействия, что особенно актуально для России. В то же время во многих регионах страны работают учителя, не имеющие опыта межкультурного общения, четких представлений об этнических различиях между народами и уже тем более о моделях подготовки к межкультурному взаимодействию и программах типа "культурного ассимилятора". Разработка и внедрение таких моделей и программ является одной из основных задач реформирования современного образования. Существенное продвижение в этом направлении возможно путем объединения усилий педагогов, психологов, этнологов, культурологов и др.

Страницы: 1 2 3 


Прочее о социологии:

Критерии
Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное Основная сфера деятельности Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг Наиболее влиятельная социальная группа Землевладельцы, священники Промышленники, ...

Программа социологического исследования. Инструментарий. Проблемная ситуация
В настоящее время мы живем в эпоху грандиозной социальнокультурной трансформации, когда старая - чувственная соцокультурная система переживает свой закат и зарождается новая социокультурная система - идеациональная. Под «чувственной» мы п ...

Изучение проституции как профессии.
Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки: Род занятий - удовлетворение сексуальных потребностей клиентов; Характер занятий - систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечен ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru