Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах, обнаружилось, что во всех них стремились воспитывать одни и те же черты у детей каждого пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремления к успеху, у девочек — чувства долга, заботливости и покорности. Но существуют общества, в которых шаблоны воспитания иные, и в них мужчины и женщины ведут себя иначе.
Рядом исследований доказано, что все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия состоят в том, каким образом осуществляется социализация и воспитание детей. Этнические особенности, связанные со способами социализации, А.В. Мудрик подразделяет на витальные (биофизические) и ментальные (духовные).
Под витальными особенностями этноса понимаются способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер питания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.).
На социализацию подрастающего поколения большое влияние оказывает и духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и который формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа.
Именно витальные и в особенности ментальные проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, потери статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами. Однако, наряду с негативными имеют место и позитивные следствия перехода в новую этническую группу. Это имеет место тогда, когда в новой этнической группе складываются благополучные условия для саморазвития и личностного роста. На смену дискомфорту может прийти адаптация, принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста.
Время адаптации и степень выраженности "культурного шока" зависят от многих показателей, в том числе от индивидуальных различий (личностных и демографических); от готовности к переменам и знания языка, культуры, условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.
Непосредственный контакт между двумя или более этническими или культурными группами называется аккультурацией, т.е. изменением социальных установок (аттитюдов), ценностных ориентации, ролевого поведения тех людей, чья группа подвергается коллективной аккультурации.
Приспособление к новой социальной среде особенно болезненно проходит для групп беженцев из зон военных конфликтов. Школа, принявшая беженцев, переселенцев, представителей различных этнических групп, должна быть готова к встрече с невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся и даже преступным поведением. Успешное приспособление "чужака", его благополучие и душевное здоровье зависят от умения снять "шок перехода" в новую культурную среду.
С. Бокнер (1982) выделяет различные виды последствий межкультурных контактов:
— геноцид — уничтожение противостоящей группы;
— ассимиляция, т.е. постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований доминирующей группы вплоть до полного растворения в ней;
— сегрегация или курс на раздельное развитие групп;
— интеграция — сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое целое сообщество на новом значимом основании.
Такая классификация межкультурных контактов объясняет и их результаты. Человек либо отбрасывает собственную культуру в пользу чужой ("перебежчик"), либо чужую в пользу собственной ("шовинист"). "Маргинал" колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур. Последний тип — "посредник" - синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.
Прочее о социологии:
Образование в системе ценностей россиян
Говоря о престижности образования, следует отметить, что одна из сторон проблемы выражается в противоречии между сохранившейся установкой на образование, оставшейся от советских времен, и падением ценности умственного труда в общественном ...
Место и роль службы по связям с общественностью в органах муниципальной
власти
Процесс демократизации российского общества детерминировал возникновение при органах государственного и муниципального управления служб по связям с общественностью, их превращение в действенный инструмент диалога общества и власти. В то ж ...
Объект и предмет социологии.
Социология (от латинского societas- общество и греческого logos- слово, учение) – это наука о законах становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Вообще социологию можно определи ...