Таким образом, Маркс, как и Конт, вносит важный вклад в открытие социальной реальности и тем самым - в онтологическое обоснование социологии как науки. Но понимает эту реальность он иначе, чем Конт. В отличие от Конта его нельзя считать социальным реалистом, как, впрочем, и социальным номиналистом. Его трактовка взаимоотношений общества и индивида базируется на понимании взаимозависимости, взаимодополнительности и взаимопроникновении этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой, <Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу>, - писал он [8, 214]. Общество в его понимании - это <продукт взаимодействия людей>; при этом люди не свободны <в выборе той или иной общественной формы> [9, 402].
Социальность, по Марксу, проявляется не только в форме <непосредственной коллективности>, когда индивид взаимодействует с другими лицом к лицу. Общество присутствует в человеке и влияет на его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой.
Будучи поклонником Эсхила и Шекспира, Маркс представлял себе исторический процесс в виде драмы, в которой люди выступают одновременно и как авторы и как актеры. Люди - практически действующие существа, поэтому именно они создают социальные системы. Но создают они их в определенных социальных и природных условиях, возникших без их участия: <Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого> [10, 119].
Личность, по Марксу, - не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Подчеркивая социальную обусловленность сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.
Прочее о социологии:
Визуализация в рекламе: специфика применения
фотографии
Инструментом создания человеческих желаний и потребностей является конкретный рекламный образ. Рекламный образ - это художественный образ, отражающий сущность рекламного послания рекламодателя потребителю в рамках рекламной концепции рекл ...
Анализ деятельности специалиста социальной работы в Свято-Троицкой
православной церкви
Свято-Троицкое Архиерейское подворье выполняет наиболее важные и актуальные для прихожан задачи: духовное просвещение и социальная помощь для всех нуждающихся.
Православная Свято-Троицкая церковь оказывает помощь социально неадаптированн ...
Современная проституция и основные
направления социальной работы с ней. Социально-психологический
портрет проституции
В 90-х годах было проведено исследование, цель которого - 1 определение социального портрета проституции7. Использовались такие методики, как опрос и анкетирование проституток, сотрудников правоохранительных органов, врачей кожно-венероло ...