На самом деле - это одна из важнейших категорий человеческого бытия. Известный отечественный патофизиолог академик И.В. Давыдовский писал, что установить чёткую грань между здоровьем и болезнью невозможно. Поэтому при медицинских заключениях самым расхожим определением является "практически здоров".
Здоровье и болезнь человека представляют собой производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Оно является результатом социальных и природных факторов, следствием преломления окружающей среды в биологическом субстрате организма, сознательной ориентации на ведение здорового образа жизни.
Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И.И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста [с.23].
Таким образом, здоровьесберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.
Наиболее перспективной является направленность на сохранение здоровья молодежи путем организации здоровьесберегающего образования (Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, Т.Ф. Орехова и др.).
Представителями данного направления сформулирована актуальность целенаправленного осуществления всеми участниками образования специальных мер, способствующих неухудшению своего здоровья. Введенный представителями данного направления термин "здоровьесбережение" понимается как "единство мер, предпринимаемых участниками образования и направленных на улучшение (не ухудшение) здоровья у них самих и (или) у партнеров, а также на рост качества образованности и профессиональной квалификации".
Для характеристики здоровьесберегающих образовательных технологий категория "здоровье" должна иметь более чёткое определение. Рассмотрим некоторые из них:
По мнению Е. Гольдсмит: "Здоровье - такое состояние, которое даёт возможность сохранять здоровье, т.е. длительно сохраняющаяся способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических и социальных воздействий" [31, с.57].
И.И. Брехман трактует здоровье как способность сохранять, соответственно возрасту, устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока - сенсорной, вербальной и структурной информации" [7, с.45].
Г.К. Зайцев предлагает три уровня ценностного смысла "здоровья" и "болезни":
1) биологический - изначальное здоровье - это:
совершенство саморегуляции организма;
гармония физиологических процессов;
максимум адаптации, как следствие.
2) социальный - это:
мера социальной активности;
деятельное отношение к миру.
3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание её в смысле преодоления, т.к здоровье - не только состояние организма, но и "стратегия жизни человека" [15].
И, наконец, определение всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой" [34, с.15].
Таким образом, существует множество определений здоровья, наиболее полным, по моему мнению, можно считать следующее - это такое состояние организма и психики, которое позволяет человеку успешно функционировать, чувствовать себя комфортно и не зависеть от других.
Прочее о социологии:
Резюме
1. Высота профиля политической стратификации изменяется от страны к стране, от одного периода времени к другому.
2. В этих изменениях нет постоянной тенденции ни к выравниванию, ни к возвышению стратификации.
3. Не существует постоянно ...
Воспитание в древнерусском государстве (VI - IX вв.)
В VI - IX вв. в Среднем Приднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. В этот период наряду с сохранением родоплеменной традиции в воспитании прои ...
Плотоядные
Имеют когти
Травоядные
не имеют когтей
Человек
не имеет когтей
Нет пор на коже, тело охлаждается через язык
множество пор на коже, через которые осуществляется потоотделение
множество пор на коже, через которые осущес ...