Каждое задание методики многозначно, т.е. выявляет отношение ребенка к нескольким лицам (например, задание №1 диагностирует отношение к матери, к отцу и к родителям в целом, как чете). Выбор испытуемого, его реакция определяет то, на какой из «предложенных» шкал будет отражено решение задания.
Соотнеся полученный от испытуемого ответ с той или иной переменной, экспериментатор вписывает номер выполненного задания в клеточку соответствующей шкалы. В итоге заполнения регистрационного листа экспериментатор получает профиль особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого.
Кроме того, можно соотнести уровни распределения выраженности разных отношений с числовыми значениями в процентах. С помощью процентных шкал вверху и внизу регистрационного листа полученные сырые количественные оценки переводятся в шкальные, вычисляемые на основе отношения набранного количества баллов к максимальному, приравненному к 100%. Полученные процентные значения облегчают сравнительный анализ различных групп испытуемых.
Для изучения особенностей детско-родительских отношений нами была использована методика «Опросник родительского отношения» (см. приложение 2).
С помощью этого теста можно определить характер отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитают в общении с ним, особенности родительского восприятия и понимания его личности и поступков.
Авторы теста (Я.А. Варга, В.В. Столин) выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку:
1. принятие-отвержение;
2. кооперация;
3. симбиоз;
4. авторитарная гиперсоциализация;
5. маленький неудачник.
Степень выраженности каждого из типов зависит от количества положительных ответов, данных на соответствующие вопросы. Подсчитывается количество положительных ответов по каждому показателю, и даются описания родительского отношения.
По методике Р. Жиля в сфере детско-родительских отношений мы получили, что большинство детей (68%) привязаны к матери. Можно констатировать проблемы в отношениях с отцом у 35% детей. Только 24% детей воспринимают родителей, как родительскую чету. Дети в исследуемой группе предпочитают общение с бабушками и дедушками общению с братьями и сестрами (34% против 29%). Только у 12% детей можно диагностировать выраженные отношения к друзьям. Отношения с воспитателем диагностированы у 10% детей.
Исследовав сферу межличностных взаимоотношений и особенностей адаптации детей, мы получили, что любознательность характерна для 58% детей. Но стремление к общению в больших группах детей выказывают только 20%. Стремление к доминированию или лидерству в группе детей характерно для 10 % детей. Конфликтность и агрессивность диагностирована у 15% детей. Реакция на фрустрацию выявлена у 37% детей. Стремление к уединению, отгороженность – у 19% детей (см. приложение 3).
По результатам диагностики, мы можем сделать вывод об уровне социальной адаптации детей в исследуемой группе (см. приложение 3):
Высокий уровень адаптации – у 20% детей.
Средний уровень адаптации – у 58% детей.
Низкий уровень адаптации – 22% детей.
«Опросник родительского отношения» выявил, что большинство родителей требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная гиперсоциализация) - 38% родителей. К симбиотическим отношениям с ребенком (ощущение себя с ребенком единым целым, стремление удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни) стремятся 25% родителей. Тип взаимоотношений «маленький неудачник» выбирают 13% родителей. К кооперации (заинтересованности делами и планами ребенка, стремлению помогать ему, проявлению сочувствия) склонны 24% родителей. В исследуемой группе родителей не было выявлено такого характера отношений с ребенком, как принятие-отвержение (см. приложение 3).
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
Прочее о социологии:
Рекомендации специалисту социальной работы
Специалист социальной работы должен в первую очередь обратить внимание на себя, на развитие своих личностных и профессиональных качеств.
Развивать на профессиональном уровне свою духовно-нравственную культуру. Выработать стиль поведения ...
Общий коэффициент рождаемости.
Общий коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период, обычно за год. Это отношение для наглядности умножается на 1000, т.е. общий коэффициент рождаемости (CBR) изм ...
Отраслевая принадлежность
Муниципальный центр психологической службы образования г. Рязани является некоммерческой организацией. В своей деятельности Центр руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, федеральными и областным ...