Когда несколько евреев живут в одном городе – это еще не община. Даже когда их становится несколько тысяч, сами по себе они все равно не образуют общину. Еврейская община подразумевает существование целого ряда учреждений и форм общинной жизни. Это хедер и похоронное общество, пупкас (летопись общины), кладбище, миква (ритуальная баня) и шейхет (резник) и, конечно, раввин и синагога (или хотя бы молельный дом).
Синагога – слово греческое и означает – место собраний, буквальный перевод еврейского слова «бейт га-кнессет». Синагога, как место собраний для молитв появилась, вероятно, еще в 6 веке до н. э. во времена Вавилонского пленения.[4]
Когда знаменитые группы богатых и образованных евреев появились в Петербурге в царствование Александра Второго, они не хотели смешиваться с проживавшими здесь до них нижними чинами, у которых раввином был рядовой из полицейской команды. Купцы основали свою молельню у Львиного мостика и добивались назначения раввином образованного человека. В 1868 г. по инициативе Д. Фейнберга начались хлопоты о постройке хоральной синагоги, через год было получено высочайшее разрешение. Непросто было выбрать место. Надо было учесть, чтобы вблизи не было общинной или домой церкви.
1 апреля 1870 года было образовано общее правление общины. Председателем был избран барон Евзель Гинцбург. В 1874 г. удалось добиться участка под Преображенское кладбище. До этого с 1802 г. хоронили на купленном у лютеран участке Волкова кладбища, платя за каждого покойника по 10 рублей.
Место для строительства хоральной синагоги по Б. Мастерской, ныне Лермонтовский пр. одобрили только в 1874 г. Местные власти боялись, что округа заполнятся евреями, и цены на квартиры упадут. Синагога построена в мавританском стиле по проекту Шапошникова (профессор Академии художеств). Художественное оформление выполнено Бахманым – первым евреем, поступившем в Академию Художеств. Но этот вариант проекта оказался настолько роскошным, что его пришлось переделать по указанию правительства, так как боялись, что внешний вид синагоги будет конкурировать с находившимся неподалеку Никольским собором. Строительство затянулось. Лишь в 1886 состоялось освящение хоральной молельни во дворе, а в 1893 г. была открыта и сама синагога. Строительство обошлось в 500 тыс. руб. золотом. Большую часть денег на него дал барон Гинцбург и некоторые другие богачи.
Синагога построена в соответствии с традицией, она ориентирована на Восток, есть галерея для женщин. У восточной стены расположен ковчег со свитками Торы. Перед ним горит «вечный огонь» - напоминание о семисвечнике, зажигавшемся верховным священником в Храме. Имеется специальный зал для венчаний.
Соседний дом по той же улице тоже принадлежал общине. С 1893 г. здесь размещалась общественная библиотека, содержавшая множество книг по гебраике и иудаике. Здесь же находились мужское и женское профессиональные училища для еврейской молодежи. Мальчиков обучали слесарно-механическому и столярно-резному ремеслу. Девочек – дамско-портняжному и белошвейному мастерству.
Напротив синагоги находилась редакция журнала «Еврейская семейная библиотека», выходившего под редакцией М. Д. Рывкина.
Прочее о социологии:
Жизненный цикл семьи
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, посл ...
Объект и предмет социологии.
Социология (от латинского societas- общество и греческого logos- слово, учение) – это наука о законах становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Вообще социологию можно определи ...
Проблемы детей из многодетных семей. Особенности
положения и развития подростков из многодетной семьи
Уровень развития подростка, его стремления и притязания, стартовые возможности характеризуют некоторый «результат» функционирования многодетной семьи.
По результатам исследования, проведенного в 1992-93 гг. В Москве Российским детским фо ...