Когда несколько евреев живут в одном городе – это еще не община. Даже когда их становится несколько тысяч, сами по себе они все равно не образуют общину. Еврейская община подразумевает существование целого ряда учреждений и форм общинной жизни. Это хедер и похоронное общество, пупкас (летопись общины), кладбище, миква (ритуальная баня) и шейхет (резник) и, конечно, раввин и синагога (или хотя бы молельный дом).
Синагога – слово греческое и означает – место собраний, буквальный перевод еврейского слова «бейт га-кнессет». Синагога, как место собраний для молитв появилась, вероятно, еще в 6 веке до н. э. во времена Вавилонского пленения.[4]
Когда знаменитые группы богатых и образованных евреев появились в Петербурге в царствование Александра Второго, они не хотели смешиваться с проживавшими здесь до них нижними чинами, у которых раввином был рядовой из полицейской команды. Купцы основали свою молельню у Львиного мостика и добивались назначения раввином образованного человека. В 1868 г. по инициативе Д. Фейнберга начались хлопоты о постройке хоральной синагоги, через год было получено высочайшее разрешение. Непросто было выбрать место. Надо было учесть, чтобы вблизи не было общинной или домой церкви.
1 апреля 1870 года было образовано общее правление общины. Председателем был избран барон Евзель Гинцбург. В 1874 г. удалось добиться участка под Преображенское кладбище. До этого с 1802 г. хоронили на купленном у лютеран участке Волкова кладбища, платя за каждого покойника по 10 рублей.
Место для строительства хоральной синагоги по Б. Мастерской, ныне Лермонтовский пр. одобрили только в 1874 г. Местные власти боялись, что округа заполнятся евреями, и цены на квартиры упадут. Синагога построена в мавританском стиле по проекту Шапошникова (профессор Академии художеств). Художественное оформление выполнено Бахманым – первым евреем, поступившем в Академию Художеств. Но этот вариант проекта оказался настолько роскошным, что его пришлось переделать по указанию правительства, так как боялись, что внешний вид синагоги будет конкурировать с находившимся неподалеку Никольским собором. Строительство затянулось. Лишь в 1886 состоялось освящение хоральной молельни во дворе, а в 1893 г. была открыта и сама синагога. Строительство обошлось в 500 тыс. руб. золотом. Большую часть денег на него дал барон Гинцбург и некоторые другие богачи.
Синагога построена в соответствии с традицией, она ориентирована на Восток, есть галерея для женщин. У восточной стены расположен ковчег со свитками Торы. Перед ним горит «вечный огонь» - напоминание о семисвечнике, зажигавшемся верховным священником в Храме. Имеется специальный зал для венчаний.
Соседний дом по той же улице тоже принадлежал общине. С 1893 г. здесь размещалась общественная библиотека, содержавшая множество книг по гебраике и иудаике. Здесь же находились мужское и женское профессиональные училища для еврейской молодежи. Мальчиков обучали слесарно-механическому и столярно-резному ремеслу. Девочек – дамско-портняжному и белошвейному мастерству.
Напротив синагоги находилась редакция журнала «Еврейская семейная библиотека», выходившего под редакцией М. Д. Рывкина.
Прочее о социологии:
Описание теорий дискриминации в условиях рыночной экономической системы
Явление дискриминации объединяет и дискриминационные различия в заработной плате, продвижении по службе, при найме на работу и т. д. Нельзя не согласиться с утверждениями Рональда Дж. Эренберга и Роберта С. Смита, что перед тем как присту ...
Общий коэффициент рождаемости.
Общий коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период, обычно за год. Это отношение для наглядности умножается на 1000, т.е. общий коэффициент рождаемости (CBR) изм ...
Ценность социального прогнозирования.
Жизнедеятельность любой социальной организации связана с прогнозами и перспективными планами, которые строят на основании определенных прогнозов.
Ценность прогноза измеряют его полезностью, а стоимость – затратами на создание плана и п ...