Если данные об исследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива должны быть максимально «очищены» от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондента, то прибегают к такому метода сбора информации, как наблюдение.
Важнейшее достоинство наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени.
Недостатки метода сводимы к двум группам:
· объективные (независимые от наблюдателя);
Сюда относят прежде всего ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с осторожностью и при соблюдении многих требований. Отметим также высокую трудоёмкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.
· субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).
На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несохожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведении и так далее. Также на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определённого ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее.
Есть примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре на них конкретизируются программа и научно-организационный план наблюдения. В этот перечень входят:
a) наблюдаемые – количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;
b) обстановка – место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонении в поведении участников наблюдаемой группы;
c) цель деятельности группы – случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определённых формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;
d) социальное поведение – характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;
e) частота и продолжительность – время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, её уникальность или типичность.
Разновидности метода наблюдения классифицируются по нескольким основаниям:
· по степени формализации (структурализованное и неструктурклизованное);
Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения
. Неструктурализованное наблюдение
является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий.
· в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включённое и невключённое);
Включённым наблюдением
называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемой социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включённости различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы; в других – наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при это мне скрывает своих исследовательских задач.
· по месту проведения, условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное);
Наблюдение называется полевым
, если оно протекает в естественных для наблюдаемых условиях. В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации. Когда ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения.
Прочее о социологии:
Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе
эволюции.
Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и достигают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле говорят, что человек — «самое живое из всех живых существ» ...
Экономические последствия безработицы
Экономические последствия безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы считается необходимым выделить экономические последствия безработицы на национальном уровне и на уровне человека.
1. На нац ...
Исторические проблемы становления и развития с. р. за рубежом
История социальной работы за рубежом имеет глубокие корни в развитии человеческой цивилизации. Ее начальный период относится к глубокой древности, к XXV-XXII вв. до н. э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась ритуальная помощь: ...