В "Журнале Российского права" Андрей Геннадьевич Свинаренко (заместитель министра образования и науки) рассказывает о том, какими способами министерство пытается решить эти 2 задачи:
во-первых, образовательные структуры должны стать открытыми, т.е. формировать содержание, образовательный стандарт, требования к оценке качества нужно совместно с гражданами, общественными и профессиональными объединениями. В рамках этого направления в школах должны были быть созданы попечительские советы.
во-вторых, в образовании должны быть созданы иные, чем раньше механизмы распределения ресурсов, стимулирующие качество, учитывающие результаты образовательной деятельности. Позиция министерства такова: они считают, что в некотором смысле для образовательных систем нужна конкурентная среда.
К ноябрю 2007 года проект реализовывается уже 2 года, можно подводить какие-то итоги. На наш взгляд, министерство пока не решило основные задачи, за 2 года ситуация в образовательной среде практически никак не изменилась, если есть какие-либо позитивные изменения, то они незначительны.
Почему так происходит?
CМИ и правительство постоянно твердят о беспрецедентных в российской истории "вливаниях" в человеческий капитал, получается либо это неправда, либо деньги уходят не туда. На самом деле, в 2007 году в рамках национального проекта выделено 48,9 млрд. руб., кажется, что это не мало, но при сопоставлении с профицитом федерального бюджета или Стабилизационным фондом эта сумма не выглядит такой уж большой. Но может быть, и эти средства могут использоваться эффективней?
В рамках первого направления деятельности министерства (привлечение общества к проблемам образования) прорыва пока не наблюдается. У созданных попечительских советов нет прав и реальной власти, кроме того, существует проблема неразвитости гражданского общества. Об этом многие пишут, но мало кто затрагивает глубины. Почему народ пассивен и почти не участвует в местном самоуправлении? Наверно здесь есть несколько причин. Выделим главные из них:
1. Власть дискредитировала себя, население ей не доверяет и не хочет идти на контакт, об этом свидетельствует явка избирателей на все последние выборы.
2. Критическая перегруженность населения. Человек не может участвовать в попечительских советах и других институтах гражданского общества, если не удовлетворены его первичные потребности. В бюджетной сфере уже практически постоянной является практика совмещения 2-х работ, работа на 2 и более ставок и т.д. И все доходы от этой деятельности идут в основном на удовлетворение первичных потребностей, о "духовном и высоком" здесь некогда задумываться.
На наш взгляд, необходимо разгрузить человека, дать ему свободу выбора, и, может быть, тогда он начнет постепенно вовлекаться в жизнь гражданского общества. А может быть, и не начнет, во всяком случае, как говорили классики "тот, кто борется, может проиграть, тот, кто не борется - уже проиграл"…
Второму направлению министерство уделяет гораздо больше внимания. Для того, чтобы развить конкурентную среду в проекте "Образование" реализуется несколько поднаправлений:
1. Государственная поддержка общеобразовательных и высших учебных заведений, активно внедряющих инновационные образовательные программы
2. Поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений
3. Поддержка способной и талантливой молодежи
Для того, чтобы получить финансовые средства нужно выиграть конкурс, т.е. школы, вузы, учителя, ученики - все проходят через конкурс. Конкурс, участники которого заведомо находятся в неравных условиях. В качестве примера можно представить конкурс вузов, активно внедряющих инновационные образовательные проекты.
Прочее о социологии:
История возникновения проблемы дискриминации. Современный
тип экономики и его основные негативные стороны
Дискриминация в сфере экономических отношений – явление достаточно распространенное. Например, ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар или услугу (вне зависимости от издержек) для разных покупателей. ...
Понятие социально-политического конфликта
Политический конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
Политический конфликт - одна и ...
Строение современной молодежной субкультуры в России.
Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, ц ...