С религиозным чувством напрямую были связаны благотворительность и пожертвования.
Обязательность пожертвований провозглашалась православием, а для богатых эта обязанность усугублялась по причине греховности богатства. Видимо поэтому стремление избежать внутреннего душевного разлада, жить в согласии со своей совестью, усиленное строгим воспитанием и религиозными представлениями о душе в потустороннем мире, было главной побудительной причиной расцвета купеческого меценатства. В этой деятельности проявлялась попытка совместить реальные жизненные дела и стремление к спасению души. Несомненно, были и другие причины: богатство и честолюбие, стремление выделиться, заслужить милости двора, жажда почестей и наград, льгот и привилегий. В сословном государстве при приоритетном положении дворянства благотворительность и храмосозидание являлись для русских предпринимателей именно той сферой, где они могли получить общественное признание. Однако главной движущей силой оставались внутренние мотивы, желание и потребность творения блага, добра, осознание своей ответственности перед обществом [6,33].
В невероятно трудных условиях Церкви приходилось и приходится совершать свой путь, восстанавливая в полном объеме исконно присущие ей формы служения, одной из которых является диакония, дела милосердия и благотворительности. Данная сфера церковного свидетельства многопланова и многогранна: оказание материальной помощи; социально-медицинский патронаж в домах ребенка, больницах и хосписах; социальная работа с престарелыми, осужденными, наркоманами и алкоголиками; оказание помощи мигрантам и жертвам стихийных бедствий. Традиционно данные направления диаконического служения Русской Православной Церкви осуществляются на уровне приходов, монастырей и епархий. Церковная благотворительность сегодня имеет более сложную структуру, в которую входят и многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого-педагогической. Часто люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы призваны решать, и решают церковно- и священнослужители, а также церковные социальные работники. Помимо человеческого и психологического факторов, здесь важно учесть то принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, осуществляемой государством и общественными организациями, которое касается мотивации: в Православии - милосердие — это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии [40, 384].
Милосердие — это состояние, когда милосердным человек становится не во имя себя или даже другого, не из-за почета и уважения, а ради Христа. Именно эта идея является сердцевиной, средоточием и фундаментом процесса возрождения и развития церковной благотворительности, и это связывается в сознании верующих не только с традициями социального служения Церкви, вопросами христианской нравственности, аскетики, но и с новым осмыслением проблемы человека в современном мире, с переосмыслением социального контекста богословия [28, 228].
Сейчас Церковь несёт большое социальное служение, к сожалению, она не имеет больших возможностей и прав. Церковь почти вне закона, и всё-таки она пытается в союзе с предпринимателями помогать бедным в их делах и скорбях. Всегда были бедные, и всегда были богатые. Богатство дано Богом человеку для того, чтобы он помогал бедным. А бедный для того и беден, чтобы помогать богатым совершать дела милосердия [28, 211].
Прочее о социологии:
Рекомендацию по здоровьесбережению
молодежи
Стало очевидно, что вопросы формирования здорового образа жизни среди молодежи переходят в категорию наиболее актуальных для социальной работы, педагогики, медицины и других отраслей знаний. Значимость проблемы определяется ее ориентацией ...
Реклама как транслятор общественных ценностей
Интерес к изучению данного явления со стороны исследователей вызван во многом отношением населения к рекламе, а так же благодаря тем мифологизируемым свойствам, которые обычно ей приписываются. Рекламу большинство из нас воспринимают как ...
Образование в системе ценностей россиян
Говоря о престижности образования, следует отметить, что одна из сторон проблемы выражается в противоречии между сохранившейся установкой на образование, оставшейся от советских времен, и падением ценности умственного труда в общественном ...