• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Теоретический аспект изучения Православной благотворительности в истории становления социальной работы. Понятие и сущность церковной благотворительности
Страница 1

Информация о социологии » Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале » Теоретический аспект изучения Православной благотворительности в истории становления социальной работы. Понятие и сущность церковной благотворительности

«Спешите делать добро»

( «святой доктор» Федор Гааз)

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля, «благотворительность» трактуется как «свойство, качество благотворящего», это определение подходит отдельной личности, а вот определение понятия «благотворение» имеет более широкий, философский смысл – «благодеяние, добродейство, делание добра» [7,102]. Именно это содержание вкладывается в современное слово «благотворительность». В Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки упоминается эта истинно человеческая деятельность, [12] однако, как говорят сохранившиеся свидетельства, «делание добра» происходило и в доевангельские времена.

Зарождение благотворительности связывается с принятием христианства на Руси в 988 году. Киевский князь Владимир Уставом 996г определил категории призреваемых. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов.

В одиннадцатом веке Православная церковь взяла под контроль жизнь общества, а также благотворительность. Церковь впервые начала собирать подаяния для тех, кто не мог прокормиться. В период голода она продавала дорогие предметы утвари, и полученные средства тратила на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных. Церковь имела целую сеть социальных институтов:

1. Заведения для стариков.

2. Заведения для содержания бедных.

3. Заведения для содержания больных.

4. Заведения для содержания сирот.

5. Заведения для воспитания и обучения юношества.

Можно говорить о том, что именно церковь заложила основы, а впоследствии и укрепила позиции социальной работы на Руси. В целом же церковная практика социальной помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум направлениям: помощь через монастыри; помощь через приходы.

Монастыри на Руси выполняли четыре основные функции, связанные с социальной работой

1. Лечение.

2. Обеспечение неимущих (милостыня).

3. Обучение грамоте.

Во второй половине 18 века появляется новое для России понятие – «общественное призрение».

Призреть,

т.е. обратить взор со вниманием, участием, сочувствием, милосердием; дать кому-либо приют и пропитание. Цель призрения – разумное и организованное обеспечение нуждающихся необходимым и предупреждение нищеты. Общественное понималось Екатериной II как государственное. Квалифицируя благотворительность как частный случай призрения, его «начальную форму», россияне до начала 20 века употребляли понятие «государственный» и «общественный», как синонимы даже в учебной литературе. Основными направлениями в благотворительности в России являлись: правительственная; церковная; земская; общественная; частная. Эти направления могли взаимодействовать как в целом в государстве, так и в отдельных регионах.

Все благотворительные заведения по своему назначению разделялись на пять типов:

1. Призрения (детей и взрослых).

2. Дешевого и бесплатного проживания.

3. Дешевого и бесплатного пропитания.

4. Трудовой помощи.

5. Лечебной помощи. Помощь нуждающимся оказывалась в разных формах: 1. Принятие сирот на казенное содержание, в училищах.2. Определение вдов и сирот женского пола в просвирни при церквях.3. Престарелые священнослужители получали пенсии от процентов с капитала.Материалы “Свода Законов” свидетельствуют о том, что в России в конце XIX - нач. XX вв. была сформирована вполне определенная, разветвленная система общественного призрения и социальной помощи. Направления этой помощи были разнообразными - это и бесплатное медицинское обеспечение, и детское призрение, и забота о старости, и призрение неимущих из числа разных слоев общества и т.п. В организации ее принимали участие правительство, государственные, общественные учреждения и организации, включая благотворительные, как в центре, так и на местах. Особая роль возлагалась в этом на приказы общественного призрения, земские учреждения, духовное ведомство [38,97].

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочее о социологии:

Европейский брак в средневековье и Возрождение
На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а ...

Основные пути решения проблем, связанных с демографической ситуацией в России
С точки зрения демографии, нет большой разницы между Гражданской, Великой Отечественной войнами и концом XX века. Это три почти равноценные по глубине демографические ямы. Перед угрозой депопуляции меркнут все остальные проблемы страны, - ...

Социальная структура производственной организации
Социальная структура является одним из важнейших организационных компонентов и относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между членами организации. Существуют две точки зрения на социальную структуру организации ка ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru