Современная молодежь предпочитает иные, чем у ее родителей, установки, которые имеют большую практическую значимость. Большая часть молодых людей в возрасте 15 – 20 лет в процессе поиска жизненно важной информации обращается к средствам массовой коммуникации (55-60%). Проблема состоит в том, что в реальной практике все острее проявляется противоречие между высокой интенсивностью использования массовой коммуникации и искаженным характером ее эффектов. Мы провели исследование «Средства массовой коммуникации в информационном и социокультурном пространстве провинциальной молодежи» с целью выявления содержания и особенностей воздействия СМК на новое поколение россиян.
Значимое место в культурно – информационном пространстве молодежи занимают телевидение, Интернет, радио, а также просмотр фильмов (в кинотеатрах или домашнем видео). Чаще всего СМК в жизни молодежи выполняют информационную и развлекательную функции. Благодаря информационным телевизионным передачам молодежь узнает о событиях происходящих в стране и регионе (48%). При этом, чем старше возраст молодых людей, тем реже они обращаются за удовлетворением информационных потребностей к телевидению. В лучшем случае – обращаются к Интернету, в худшем – не пользуются никакими источниками (62% интересующихся новостной информацией в 18-20 лет обращаются к Интернету). Стоит заметить, что две трети молодого населения крупного провинциального города не удовлетворены содержанием средств массовой коммуникации в познавательном контексте, в особенности телевидением. «Познавательных передач на телевидении слишком мало, по сравнению с развлекательными, а те, которые существуют неинтересные и дают мало новой информации» (фокус-групповое обсуждение, школьники 15-17 лет).
В удовлетворении информационных и ценностных потребностей молодежи важную роль играют кинофильмы. Молодые люди признают, что отдельные фильмы произвели на них неизгладимое впечатление, изменили отношение к жизни, после их просмотра они приняли важное решение. Для школьников такими фильмами в последнее время стали «Зеленая миля» (США), «Изгой» (США). «Я посмотрел фильм «…» и понял, что необходимо добиваться желаемого, не смотря ни на что». Для студентов такими фильмами стали «Эффект бабочки» (США) «Клик» (США), «Феномен»(США). Благодаря им, сформировалось чувство важности поступков для выстраивания своей судьбы: «…о человеке помнят по его делам». Эти фильмы формируют модели поведения в будущем, а иногда даже побуждают к свершению каких – либо поступков: «После просмотра фильма «Клик» я поняла, что, мы мало уделяем внимания близким людям. Я обзвонила друзей и родственников, интересовалась, как у них дела».
В перечне фильмов, влияющих на мировоззрение молодежи, нет российских. И это первый искаженный эффект СМК: отечественная киноиндустрия, которая репрезентирует базовые установки и ценности российского общества, слабо затрагивает глубинные установки нового поколения. Подростки отмечают – «западные фильмы часто демонстрируют ничтожность существования человека», «не показывают, как преодолевать российские трудности».
Изучение особенностей влияния массовых коммуникаций на молодежь в возрасте 15 – 17 лет, когда идет активный поиск жизненных ценностей, показало: воздействие СМК на молодое сознание является «нелобовым». Юношество утверждает, что телевизионные передачи не оказывают на их жизненные принципы большого воздействия, при этом – копируют манеру поведения запомнившихся актеров. Это второй искаженный эффект СМК: косвенное воздействие путем навязывания стереотипов мышления и поведения.
Прочее о социологии:
Современное положение брачности в России
Наряду со снижением рождаемости имеет место и сокращение брачности. Если падение рождаемости началось с середины 60-х гг. XX в., то существенное снижение брачности произошло лишь в последние годы: 1990 г. — 1320 тыс. браков, 1998 г. — 849 ...
Проблемы соц. р-ты с молодежью
В современной России под соц. р-той с молодежью понимают проф. д-ть по: 1) оказанию помощи как отд.молодому ч., так и группе молодежи в целях улучшения или восстановления их способности к соц-му функционированию 2) созданию условий благоп ...
Гендерные различия и двойной стандарт
Динамика возраста сексуального дебюта – важнейший показатель изменения так называемого двойного стандарта, разных норм сексуального поведения для мужчин и женщин. Изменения затронули и другие моменты сексуальности, будь то реальное поведе ...