При проведении прогнозирования важно определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе. Для этого необходимо: обеспечить согласованность результатов решения различных прогнозируемых проблем с реальными возможностями; определить главные направления деятельности отрасли, региона, организации в зависимости от вида прогнозирования (долгосрочного, краткосрочного и т.д.); выбрать стратегию действия, проанализировать и сопоставить результаты других прогнозов по различным направлениям социально-экономической деятельности и выявить возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода; учесть реальные экономические возможности и на этой основе найти варианты использования результатов прогнозирования.
Эти принципиально важные положения не исключают более детальных требований к результатам прогнозирования, они лишь определяют ряд важных аспектов, учет которых является обязательным.
В число требований к результатам прогноза также входят:
· Определение сферы использования прогнозируемого события или комплекса событий (создание, например, учебных заведений нового типа, ориентированных на инновационное образование), количественных и качественных внешних связей прогнозируемого события с другими процессами и системами их взаимовлияния и взаимодействия.
· Выявление вероятности наступления самых ранних и самых поздних сроков прогнозируемых событий, а также тех факторов и мер, которые могут «ускорять» или «затормаживать» эти сроки
· Определение основных тенденций развития данной сферы и возможных событий, способных повлиять на решение прогнозируемой проблемы, изменить заданный интервал времени.
Результаты прогнозов могут быть выражены следующим образом:
· Сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области.
· Показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения.
· Ожидаемые показатели.
· Варианты распределения ресурсов, их видов, адресность.
· Оценка социальных последствий мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями и т.д.
· Оценка эффективности вкладываемых средств и других финансовых мер.
· Оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики.
· Возможные финансовые ресурсы на решение локальных социальных проблем.
Одно из важных требований – постановка цели. Если заранее на первом подготовительном этапе исследования перед разработчиками прогнозов не будут четко поставлены цели и задачи, то не будет и необходимых результатов. Четко поставленная цель предопределяет направленность исследования и его эффективность. Важно также соблюдать еще ряд принципов, влияющих на надежность социальных прогнозов: системный подход, вариативность, верифицируемость, эффективность и др.
Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования.
Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.
К числу важнейших из них относятся:
· Выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере.
· Выявление на основе анализа основных тенденций («траекторий») развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и тд.).
Прочее о социологии:
Возникновение и становление военной социологии в
России
Военная социология является одной из важнейших отраслей социологической науки. В качестве специальной социологической теории она изучает закономерности становления, развития и функционирования военной организации страны как социального ин ...
Социальная мобильность: типы, виды, измерение.
Социальная мобильность – это перемещение индивидов или их групп между различными уровнями социальной иерархии (т.е. мобильность – это изменение места в социальном пространстве).
Начало изучению явления социальной мобильности положил П.А. ...
Красноярский край
С целью повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 22.07. 2005 № 71-уг «О структуре исполнительных органов государственной власти Краснояр ...