Рассмотрим более внимательно потребительство как социальное явление. Итак, потребительство – это особая идеология, специфический тип общественного (и индивидуального) сознания, для которого потребление во всех его формах и разновидностях становится конечной целью и смыслом существования.
Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. Именно классики социологии – М.Вебер, Т.Веблен, Г.Зиммель и др. – дают в своих работах теоретическое обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в период с XVIII по XIX век, раскрывая некоторые основные понятия, связанные с этим явлением. Американец Т.Веблен [5], например, в конце XIX в. предложил теорию престижного потребления. Немецкий социолог Г.Зиммель [11,12] выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Он обратил внимание на то, что мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выражения и установления статусных отличий. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт [14] предложил концепцию роскоши.
Х. Лейбенстайн [18] выделял функциональный и нефункциональный спрос на потребительские блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других факторов – эффектов потребительского выбора (эффект присоединения к большинству, эффект табу, эффект Веблена, иррациональный спрос).
Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становится причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае приобретается не ради его функциональных качеств или получения пользы, а ради достижения каких-то других культурных и социальных целей.
Потребительство здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества. Приобретая вещи, он стремится к вечно ускользающему идеалу — модному образцу. Потребляются не сами вещи, а именно отношения — обозначаемые и отсутствующие, включенные и исключенные одновременно; потребляется идея отношения через серию вещей, которая ее проявляет.
Для утверждения и регулирования такого образа жизни служит реклама, цель которой — не столько способствовать продаже того или иного товара, сколько внедрить в общественное сознание образ целого общества, эти товары потребляющего. Подобное потребительство принципиально не знает предела, насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно.
Чтобы понять к чему ведет путь потребительства, необходимо перенестись к таким понятиям, как материализм и религиозность. Потребительство – результат именно материалистического понимания мира. Согласно материализму человек – просто высшее животное. Нет никакой жизни после смерти. Следовательно, смысл жизни сводится к максимальному получению удовольствий. Честь, этика и прочее – не имеют смысла.
Наше общество содержит в себе остаточные традиционные представления, выведенные из религии. Как следствие – традиционное понимание мира противоречит логике атеистического мировоззрения. Утверждая, что нужно быть честным, атеисты не могут указать – почему. Ведь если мне выгоднее всех обманывать, почему я должен быть честным?
Смысл теперь имеет лишь то, результат чего можно увидеть при жизни. А после нас – хоть потоп. Спекуляции на родительском инстинкте тоже не принесли плодов. Людям говори, мол, ваши внуки будут жить при коммунизме, если вы откажетесь от устремлений к своему благу. Эти слова произвели впечатление только на первое поколение. Уровнем выше они уже не работали, ибо противоречат логике материализма.
Прочее о социологии:
Теоретические основы изучения социальной политики. Сущность
социальной политики, её принципы, функции, задачи и предмет
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди ...
Опыт регионов в оценке качества образования. Анализ социологического
исследования. Опыт регионов в оценке качества образования
В отдельных регионах ведется практика по оценке качества образования. В связи с этим разрабатываются различные программы и проекты, направленные на развитие региональной оценки качества образования. Рассмотрим некоторые регионы. ...
Факторы,
определяющие содержание межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве
"
В начале массовых межэтнических конфликтов, в частности после событий в Алма-Ате (в 1986 г), Якутии (1986 г), Сумгаите (1988 г), в связи с национальными движениями в Армении и республиках Прибалтики, первые объяснения их причин в С ...