История социологии в России - наименее изученный раздел мировой науки, что обусловлено своими историческими причинами. Социология в России с самого начала была поставлена в неблагоприятные условия по сравнению с теми, в каких работали социологи в странах Западной Европы и США. Однако, несмотря на все трудности, отечественная социологическая мысль успешно развивалась и смогла не только подняться на уровень мировых достижений, но и превзойти или определить по времени западные образцы. В целом ряде областей именно русскими социологами были впервые поставлены и получили осмысление проблемы, к которым западная наука обратилась значительно позже. В отличие от социологов Запада, которые были слабо знакомы с развитием науки в России, отечественные социологи постоянно находились в курсе научной жизни западных стран, и это позволяло им опираться на весь запас имеющихся знаний и, безусловно, будило их творческую мысль.
Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Развивается общество, а, значит, развивается и наука, изучающая общество, закономерности развития общества, особенности общества, появляются новые направления в науке, различные социологические школы. Именно в этом состоит актуальность выбранной мной темы: развивается общество - развивается и наука, которая создана смоделировать будущую форму и содержание общества XX века, а следовательно, спрогнозировать направление развития общественной структуры в дальнейшем.
При написании данной работы были поставлены следующие цели и задачи:
выявить особенности становления и развития социологии в различные периоды в России;
подробно рассмотреть развитие социологической мысли в период доминирования тенденции психологизма и определить, какое влияние оказал психологизм на дальнейшее развитие науки;
проанализировать этапы институционализации социологии в России и выявить их сходства и отличительные черты;
подробно рассмотреть отраслевую социологию, подходы к ее изучению и направления дальнейшего развития;
проанализировать развитие социологической мысли на современном этапе развития общества в России.
В первой главе данной работы подробно рассматривается один из интереснейших периодов в развитии социологии в России, период, когда на дальнейшее развитие социологической мысли доминирующее влияние оказывал психологизм. Тенденция доминирования психологизма была обусловлена начинающимися изменениями в общественной структуре общества, новыми витками развития в политической сфере и политической мысли. В этот период социологическая мысль была направлена на западноевропейскую философию, психологию, социологию, политологию и поэтому быстро приняла все их достижения в данный период. Именно на этом этапе рассматривалась личность, ее место в обществе и взаимоотношения с обществом и государством.
Кроме того, были проанализированы точки зрения ученых на этапы институционализации социологии в России и, по нашему мнению, одна из наиболее интересных и существенных - это институционализация Г.С. Батыгина, подробно рассматривается каждый из этапов.
Прочее о социологии:
Метод анализа документов
Анализ документов
– один из широко применяемых методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной ...
Социальная работа как теоретическая деятельность
Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Объект и предмет, - основополагающие методологические показатели развития научно ...
Осн. формы технологий соц. р-ты в образов-ой системе
Способность об-ва обеспечить полноценное образование для всех детей - показатель соц. зд-я самого об-ва и необходимое условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского об-ва только основательное образование ...