1. Негативная «Я‑концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.
2. Трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность.
3. Чувства эмоционального отвержения, одиночества, стрессовые состояния, депрессия.
4. Неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим.
Арт‑терапевтические занятия эффективны при нарушенной адаптации, в качестве психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.
Арт‑терапия позволяет получить доступ к переживаниям аутичных детей и корректно помочь им. Такие дети погружены в себя, и любое вмешательство в их мир может вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивные реакции. Исключением является коммуникация на символическом уровне посредством визуальных образов.
Доказаны преимущества арт‑терапевтической работы с детьми, подвергавшимися насилию или имеющими какой‑либо другой травматический опыт. В частности, глубоко исследована проблема сексуального насилия, определены некоторые универсальные символы в качестве «графических индикаторов» травмирующих ситуаций.
С точки зрения К. Тисдейл, задача арт‑терапевтической работы – побудить участников группы учиться посредством того опыта, который ранее не был ими осознан, «вскрывать» логику и доводы тех или иных ранее не осознаваемых поступков. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении [27, с. 118].
В арт‑терапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. В результате легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. Это особенно значимо в работе с детьми. Психика ребенка крайне неустойчива, эмоциональная сфера чрезвычайно лабильна.
Приемами арт-терапии в гештальториентированном подходе являются рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, пение, музыка, выразительные движения тела.
В терапевтическом рисовании ситуация диагностики менее заметна; как правило, она не осознается участниками любого возраста и не провоцирует защитных реакций [30, с. 18-24].
Независимо от направлений, существуют две основные формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме человек «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии человек сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д. Кроме того, арт-терапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.
Прочее о социологии:
История возникновения проблемы дискриминации. Современный
тип экономики и его основные негативные стороны
Дискриминация в сфере экономических отношений – явление достаточно распространенное. Например, ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар или услугу (вне зависимости от издержек) для разных покупателей. ...
Социальные сети как ресурс социальной адаптации
Актуальность исследования социальных сетей как ресурса социальной адаптации клиентских групп социальной работы детерминирована необходимостью рационализации механизмов функционирования институтов социальной работы в условиях гражданского ...
Ф. Теннис о предмете и
структуре социологии
Ф. Теннис развивает проблематику формальной социологии, но исходит из установки, что «национальный дух» (общее творчество) имеет генетический приоритет над индивидуальным: первым звеном в общественной жизни является сообщество, а не индив ...