- арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка;
- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у ребенка положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
- арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
При использовании арт-терапии в социальной работе с детьми предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира ребенка.
Но сейчас арт-терапия приобрела социально-педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду «социальное врачевание» личности ребенка, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества.
Социально-педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Согласно исследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении [27, с. 6]. Достоинством арт-терапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии.
По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.
Первоначально так называли различные методы использования с терапевтическими целями всех видов искусства и творческой деятельности. Медицинское или психотерапевтическое применение арт‑терапии предполагает основательные профессиональные знания соответствующих отраслей медицины и психологии. В настоящее время различные ее формы широко используются в детской психотерапии и специальной (коррекционной) педагогике. Постепенно обособляется педагогическая арт‑терапия. Это направление имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. В педагогической интерпретации арт‑терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
В системе социальной работы проведение арт‑терапевтической работы с детьми имеет широкий спектр показаний, в том числе:
Прочее о социологии:
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ: Отчет по результатам социологического исследования «Уровень популярности и основные характеристики аудитории радио «Свежий ветер» в городе Первоуральске Свердловской области
, март 2009
Объем выборочной совокупности, исходя из ...
Эпоха абсолютизма (XVIII в.)
В эпоху абсолютизма число женщин, открыто торговавших собой на улицах и площадях, было велико не 'Только потому, что это считалось наиболее лёгкой для женщин формой заработка, но и потому, что тогда у женщины вне семьи не было никакого де ...
Взаимодействие общества и природы
Естественной основой жизни общества является природа. Природа в широком смысле слова — это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Однако чаще это понятие употребляется в более узком и определенном смысле, обозначая всю совокупность ...