• микродемографические концепции.
Они исходят из того, что в традиционной, многопоколенной семье производимые членами семьи блага направлялись к старшему поколению, т. е. от детей к родителям. Демографический переход означает, что блага идут теперь от старших к младшим, и, следовательно, переход не может проходить без отмирания производственной функции семьи и расширения наемного труда. Многопоколенная семья уступает место нуклеарной, т. е. состоящей из одного поколения с малолетними детьми;
• макродемографические концепции. Исходят из того, что воздействие внешних социально-экономических факторов проявляется не на уровне семей или индивидов, а на уровне крупных общественных групп или населения в целом, т. е. на макроуровне. Демографический процесс поэтому приобретает большую инерционность и в значительной мере становится независим от внешних условий. Скорость падения уровня рождаемости может при таком подходе совершенно не зависеть от изменений в экономических условиях. Очевидно, именно этим можно объяснить, что соседние регионы одной и той же страны с практически одинаковым уровнем социально-экономического развития, но различным этническим составом населения имеют разную скорость демографического перехода. Это же имеет место и в России: самый высокий уровень рождаемости в двух самых бедных республиках Северного Кавказа. Причина этого в том, что там была традиционно высокая рождаемость и эти традиции еще не изжиты.
Прочее о социологии:
Роль PR и социальной рекламы в современной России
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к радикальным изменениям в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы. Как следствие этого, произошло разрушение традиций, которое повлекло за собо ...
Детский алкоголизм
О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:
– быстрое привыкание к спиртным напи ...
Новосибирская область
Система оценки качества образования в Новосибирской области (далее - СОКО) включает в себя совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных резул ...