• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Философские и методологические предпосылки социологической концепции Г. Зиммеля
Страница 2

Информация о социологии » Формальная социология » Философские и методологические предпосылки социологической концепции Г. Зиммеля

Зиммель ввел понятие «социации», утверждая, что в ней заключена сущность социальных явлений: это то, что существует в индивидах, группах в форме влечения, цели, склонности, психического состояния, движения души – все, что имеет (или опосредует) воздействие на других или воспринимает таковое действие.

Многие идеи, рассмотренные Зиммелем в рамках чистых форм социации, были положены в основание социологии религии, конфликта, культуры, города, экологии и др.

Наряду с "чистой социологией", Зиммель разработал "социологическую теорию познания'', то есть учение о природе социальных фактов, "социальную метафизику", представляющую собой по существу философию истории и культуры.

Зиммель писал о двоякого рода границах, пролегающих там, где конкретно-научное мышление переходит в философское. Одна из этих границ обнаруживается тогда, когда встает вопрос о предпосылках познания.

Применительно к социологии проблема философского обоснования ставилась Зиммелем как проблема разработки социологической теории познания и создания социальной философии или, как говорил сам Зиммель, социальной метафизики.

Специфической теорией познания социальных явлений Зиммель считал теорию исторического понимания. Теория эта рассматривалась Зиммелем как философская методология познания, служащая руководством по применению в ходе социологического анализа общенаучных методов. Сами по себе эти методы, согласно Зиммелю, не позволяют выяснить смысл социально-исторических явлений. Требуется выяснение того, как связано исследуемое явление с интересами самого исследователя или социальной группы, которую он представляет.

В результате явление оказывается осмысленным, понятым с точки зрения социальной реальности, жизни. Понимание, таким образом, выступает как метод, характеризующий только и исключительно социальное познание, ибо на место формальных общенаучных критериев адекватности выдвигается новый, содержательный, социальный по самой своей природе критерий.

Понимание служило соединительным звеном между чистой, или формальной, социологией и социальной философией, будучи средством исторического осмысления данных, доставляемых формальной социологией.

Зиммелевская теория понимания давала, таким образом, возможность сознательного и последовательного включения в самый процесс социального исследования социально-практического, ценностного интереса, тенденции.

Идеи Зиммеля о природе социального познания легче понять, рассмотрев их в свете общих теоретико-познавательных суждений («метафизики познания»), сформулированных им в рамках философии жизни.

Страницы: 1 2 


Прочее о социологии:

Юность
В 1902 году Питирим Сорокин блестяще справился с испытанием был принят в Гамскую второклассную школу. Окончив школу с отличными результатами, по протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает в церковно-учительскую школу в дере ...

Языки и письмена
Толкин разработал несколько искусственных языков и алфавитов для них. Причем в его произведении встречается около полусотни различных стихов и песен на этих языках. Продвинутые толкиенисты владеют некоторыми языками, поэтому имеет смысл о ...

Отечественный опыт социального развития
В Тюмени и в Тольятти интенсивное развитие территориальных органов местного самоуправления (ТОСов), перенос акцента социального прогресса к месту проживания граждан позволили обеспечить реальную доступность социальных услуг всем нуждающим ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru