Зиммель ввел понятие «социации», утверждая, что в ней заключена сущность социальных явлений: это то, что существует в индивидах, группах в форме влечения, цели, склонности, психического состояния, движения души – все, что имеет (или опосредует) воздействие на других или воспринимает таковое действие. check it out
Многие идеи, рассмотренные Зиммелем в рамках чистых форм социации, были положены в основание социологии религии, конфликта, культуры, города, экологии и др.
Наряду с "чистой социологией", Зиммель разработал "социологическую теорию познания'', то есть учение о природе социальных фактов, "социальную метафизику", представляющую собой по существу философию истории и культуры.
Зиммель писал о двоякого рода границах, пролегающих там, где конкретно-научное мышление переходит в философское. Одна из этих границ обнаруживается тогда, когда встает вопрос о предпосылках познания.
Применительно к социологии проблема философского обоснования ставилась Зиммелем как проблема разработки социологической теории познания и создания социальной философии или, как говорил сам Зиммель, социальной метафизики.
Специфической теорией познания социальных явлений Зиммель считал теорию исторического понимания. Теория эта рассматривалась Зиммелем как философская методология познания, служащая руководством по применению в ходе социологического анализа общенаучных методов. Сами по себе эти методы, согласно Зиммелю, не позволяют выяснить смысл социально-исторических явлений. Требуется выяснение того, как связано исследуемое явление с интересами самого исследователя или социальной группы, которую он представляет.
В результате явление оказывается осмысленным, понятым с точки зрения социальной реальности, жизни. Понимание, таким образом, выступает как метод, характеризующий только и исключительно социальное познание, ибо на место формальных общенаучных критериев адекватности выдвигается новый, содержательный, социальный по самой своей природе критерий.
Понимание служило соединительным звеном между чистой, или формальной, социологией и социальной философией, будучи средством исторического осмысления данных, доставляемых формальной социологией.
Зиммелевская теория понимания давала, таким образом, возможность сознательного и последовательного включения в самый процесс социального исследования социально-практического, ценностного интереса, тенденции.
Идеи Зиммеля о природе социального познания легче понять, рассмотрев их в свете общих теоретико-познавательных суждений («метафизики познания»), сформулированных им в рамках философии жизни.
Прочее о социологии:
Введение.
Гомосексуальность- сексуальное влечение к лицам собственного пола в отличие от гетеросексуальности (сексуального влечения к лицам противоположного пола) и бисексуальности (влечения к обоим полам). Подобно гетеросексуальности и бисексуальн ...
Концепция олигархии Р. Михельса
Иную систему доказательства неизбежности деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство предлагал Роберт Михельс (1876 – 1936), ставший одним из идеологов фашизма и другом Муссолини. Он пытался доказать невозможность осу ...
Схемы развития демографического перехода
Индустриально развитые страны вступили на путь демографического перехода с середины XVIII века, а африканские и азиатские — с середины нынешнего.
Выделяются, по крайней мере, три схемы развития демографического перехода
.
Первая
была х ...