Предмет науки не может быть тождествен объекту, который она изучает. Объект науки - это данная реальность, представляющая той или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точки зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить определенные закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, специфические именно для данной науки и никакой другой. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) и определяет ту «часть», «сферу», «сторону», «аспект» социальной реальности, на которую направлена деятельность социолога.
Таким образом, объектом социологии выступает социальная реальность, т.е. окружающая нас жизнь общества. Предмет социологии - это свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, или окружающей нас социальной жизни. Ориентиром выбора фрагмента социальной реальности служит проблемная ситуация в обществе, т.е. затруднение в разрешении социального противоречия. Здесь-то и нужно исследование природы противоречия, условий, которые его породили, чтобы найти пути выхода из трудной ситуации. Именно проблемная ситуация «создает» предмет, а локализация проблемной ситуации в тех или иных явлениях социальной реальности служит основанием для выделения объекта социологического исследования.
Поскольку проблемные ситуации могут носить самый разный характер: всеобщий, частный или единичный, то по этому признаку выделяют несколько уровней, образующих структуру социологической системы знания.
Прочее о социологии:
Стадии демографического перехода
Изучение истории роста народонаселения в связи с этапами общественного прогресса позволило демографам обнаружить закономерности в демографическом развитии человечества и разработать на их основе концепцию роста и стабилизации численност ...
Особенности орг-ции, управления и администрирования в с.р.
Орг., управл. и админ. играют значит. роль в соц. р-те. Управление
–д-ть по целенаправленному изменению устройства, функционирования и развития системы с использованием механизма обратной связи.
Соц.управление – разновидность менеджмента ...
Положение в сфере занятости молодежи и подростковой занятости.
Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий. Молодежь является достаточно специфической группой; именно эта специфичность — источник большинства проблем мо ...