3) с 25 лет – полностью дееспособны.
Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это – агенты и институты социализации. Среди них выделяются:
- отдельные личности – агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (учитель, родители)
- учреждения – институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (школа, ВУЗ)
По характеру воздействия агентов социализации выделяют первичную и вторичную. Агентами первичной социализации являются родители, родственники, семья, друзья, учителя и т.д. Все они составляют первичную или ближайшую к человеку среду, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида. Агентами вторичной социализации выступают администрации школы, ВУЗа, предприятия, институты государства: армия, милиция, суд, а также церковь, СМИ, политические партии и т.д.
На различных этапах социализации роль агентов не одинакова. В младенческом возрасте особое значение приобретает отношения ребенка с родителями, родственниками, братьями, сестрами, которые являются основными агентами социализации. На следующей стадии на ряду с основными агентами появляются дополнительные, которые в своем влиянии более специализированы, т.е. формируют конкретные качества (учителя, воспитатели, врачи и т.д.). Существенное значение в процессе социализации приобретают средства массовой информации, особенно телевидение, поскольку информация телепередач легко усваивается, имеет символическое содержание, обеспечивает усвоение ценностей и стандартов поведения.
На стадии от 8 до 15 лет особая роль принадлежит малым социальным группам ровесников. С помощью группы сверстников облегчается переход от родительской опеки к взрослости, раскрываются те или иные индивидуальные качества, ранее подавленные авторитетом отца или заботой матери.
Иногда мы можем наблюдать мальчика играющего в куклы, деградирующего взрослого человека, потерявшего работу, человека покинувшего мирскую жизнь и ушедшего в монастырь. Все это случаи не удавшейся социализации, вызванные нарушением в ее процессе.
Одной из причин таких нарушений является депривация, т.е. отсутствие родительской заботы, которая оказывает влияние на эмоциональное и психологическое здоровье и познавательные способности ребенка. Последствиями нарушений могут выступать психические отклонения, различные виды беспокойств, деградация личности, преступность. Особенно остро это проявляется в экстремальных ситуациях.
Прочее о социологии:
Социальные игры в сети Интернет
Сегодня значительную актуальность в социологическом знании приобретает тема социальной игры. Одним из важнейших новшеств в данном плане выступает феномен социальной игры в Инернет-пространстве. Выявление особенностей данного вида игр позв ...
Что характеризует организацию?
Признаки
:
1. Прежде всего, речь идет о наличии цели, придающей смысл ее существованию. Цель
состоит в удовлетворении потребностей входящих в нее людей.
2. Обособленность от окружения.
3. Взаимосвязь отдельных частей.
4. .Способност ...
Социальная работа с инвалидами
С инвалидами и необходимостью, так или иначе, решать множество проблем, которые стоят перед ними, общество сталкивается на протяжении всей своей истории. По мере социально-нравственного «взросления» человечества, существенно изменялись об ...