Считается, что слой предпринимателей в развитом капиталистическом обществе очень тонкий и охватывает до 4% населения. В России можно выделить три типа предпринимательской деятельности:
- Производственная деятельность.
Производственное предпринимательство не является абсолютно самостоятельным (не зависимым от других видов предпринимательской деятельности), но от его развития зависят экономический рост и уровень социального развития общества.
Структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства, поэтому в России оно является наиболее рисковым занятием.
- Коммерческо-торговая деятельность.
Эта деятельность
мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
- Финансово-кредитная деятельность.
Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Для целей финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи. В 1993 году в России производственным предпринимательством было занято 4%, финансовой деятельностью – 3%, коммерческой – 93%. Кто они? В основном это были люди, которые ставили целью заработать большое количество денег любым доступным способом, таких среди нынешних предпринимателей около 80%. На мой взгляд, те, кто принимает ключевые решения в российском бизнесе – это бывшая «партийно-хозяйственная номенклатура», которая быстро освоила новые формы инновационного поведения. При этом данная категория предпринимателей, используя старые неформальные связи, извлекает доход из факторов неопределенности рыночной среды. Это подтверждается следующими фактами. Первые кооперативы (1988 год) были использованы для приватизации партийной, комсомольской и государственной собственности, планомерного создания структуры «невидимой партийной экономики». У мелкого и среднего предпринимателя (как объекта управления) особые интересы, которыми манипулирует малочисленный слой элиты. Согласно логике государственные органы не могут быть субъектом инновационного процесса в принципе. Дело все в том, что социальная сторона предпринимательства детерминируется властной социокультурной средой российского общества. Оно базируется на трансляционной, селекционной и инновационной функциях. Согласно данным еженедельника «Деньги», в 1995 году вице-премьер Правительства О. Сосковец «прокрутил» через фирму «Властелина» 200 млрд. руб. (в ценах 1993 года), прокурор г. Подольска г-н Хиль – 2,5 млрд. руб. Это государственные органы, использующие «неклассические эффекты» предпринимательского поведения. Многочисленные союзы, ассоциации, агентства, благотворительные фонды специально созданы для «делания денег». Они широко практикуют «выбивание» средств из государственного бюджета, отмывание денег, получение различных льгот, укрытие доходов от налогов. Данные факты лишь подтверждают гипотезу, согласно которой в российской экономике ключевые модели предпринимательского поведения организованы по принципу доминирования «номенклатурного» статусно-ролевого образца с вертикальной иерархией власти. За обладание властью и получение предпринимательской прибыли между различными субъектами рынка, и по сей день, идет борьба, причем на коррумпированном и криминальном фоне – действиями, заканчивающимися расстрельными разборками и заказными убийствами предпринимателей.
Прочее о социологии:
Основные современные подходы к анализу общества
Существует два основных методических подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.
Макросоциологический
Микросоциологический
Его сторонники считают, что только анализируя общество как целостность, ...
Роль социального прогнозирования в качественном развитии общества в целом
Одна из главных функций социальной институции экспертов лежит в прогнозировании, без которого невозможно представить жизнь современного промышленного развитого общества. Отсутствие прогнозов означает подходить к разглядыванию ближайшего ...
Выводы и предложения (рекомендации)
Целью исследования было определить роль средств массовой информации в процессе формирования образа политического лидера.
В ходе исследования были определены следующие гипотезы:
1. Средства массовой информации формируют образы политическ ...