Решением проблем беспризорных детей занимаются как государственные, муниципальные органы, так и общественные и благотворительные организации.
При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст.42 ГПК РСФСР и ст.78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также предъявить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п.1 ст.34 ГК РФ и п.2 ст.121 СК РФ, должно быть, подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей. К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, относятся: выявление и учет несовершеннолетних детей, по тем или иным причинам оставшимся без родительского попечения; выбор формы устройства таких детей с учетом конкретных обстоятельств утраты детьми родительского попечения; осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей. Органы опеки и попечительства, кроме вышеперечисленных функций, которые отнесены к их исключительной компетенции, наделены в законодательном порядке правом принимать меры к тому, чтобы дети остались без родительского попечения, как ни кощунственно это звучит. В частности, органы опеки и попечительства наделены правом от имени органа местного самоуправления обращаться в суд в порядке общеискового производства с исками о признании родителя (родителей) полностью недееспособным, о лишении одного или обоих родителей родительских прав или ограничении их в этих правах. Мнение органа опеки и попечительства о том, с кем из родителей при разводе должен остаться ребенок, в обязательном порядке должно учитываться судом. Очень часто бывает, что орган опеки и попечительства не считает нецелесообразным оставление ребенка одному из родителей и настаивает на помещении ребенка в интернат или другое воспитательно-образовательное учреждение. Важно понимать, что эти кажущиеся бесчеловечными меры на самом деле служат средством защиты прав интересов ребенка, одновременно являясь мерами семейно-правовой ответственности его родителей.
В системе социальной защиты важное значение играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных детей. Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, то социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Социальная дезадаптация детей имеет комплексный характер, она выражается в нарушении физического и психического здоровья ребенка, разрыве его социальных связей с семьей, другими институтами социализации. Но социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Социальная реабилитация – процесс сложный, длительный и включает комплекс медико-психологических, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на социально-психологическое возрождение ребенка, восстановление его психического и физического здоровья.
Структура стоимости имущества даёт общее представление о финансовом состоянии подразделения. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношении заёмных и собственных средств, покрывающих их в пассивах.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются для оказания помощи той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей.
Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются: 1) профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации; 2) психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией в безвыходное положение; 3) формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; 4) выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию; 5) содействие возвращению в семью.
Прочее о социологии:
Методы и этапы проектирования
Проектирование – ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться о ...
Рынок труда и национальная структуризация на нем
Дискриминация является настолько распространённым фактом в современном обществе, что не может быть никаких сомнений в её существовании. Дискриминация является не единичным случаем, а представляет собой комплекс родственных форм человеческ ...
Социальная работа по подготовке к освобождению из мест лишения свободы. Школа подготовки к освобождению
Нахождение в местах лишения свободы отражается на психологии человека. Особенности психологии осужденных, прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. Социальная и ...