• Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты



Теория социальных систем
Страница 3

Информация о социологии » Социология Карла Маркса » Теория социальных систем

Какие же конкретно общественные формации выделяет и изучает Маркс? Широко известна его классификация формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая. В основу этой классификации были положены различия в способе производства. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родственных отношениях. Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер. < .Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества> [17, 8]. <Подлинная> его история должна наступить с утверждением коммунистической формации, завершающей, на гегелевский манер, триаду и возрождающей в новой форме первобытный коммунизм.

Коммунистическая формация в своей развитой форме (согласно мар-ксовой <Критике Готской программы>, 1875) обладает такими чертами, как: 1) исчезновение подчинения человека порабощающему его разделению труда; 2) одновременное исчезновение противоположности умственного и физического труда; 3) превращение труда из средства в первую потребность жизни; 4) всестороннее развитие индивидов; 5) небывалый рост производительных сил и общественного богатства; 6) реализация принципа <Каждый по способностям, каждому по потребностям> (лозунг, первоначально провозглашенный французским коммунистом Э. Кабе).

Эта стройная периодизация дополнялась, а отчасти нарушалась, марк-совым понятием <азиатского способа производства>. На протяжении многих лет это понятие широко дискутировалось в марксистской и марксо-логической литературе. Одни аналитики доказывали, что <азиатский способ производства> составляет особую общественную формацию, занимающую промежуточное историческое положение между первобытной и рабовладельческой формациями и основанную на системе земельных общин, объединенных государством. Другие отрицали, что Маркс считал <азиатский способ производства> специфической общественной формацией. Эти дискуссии носили в значительной мере схоластический характер, но первая точка зрения была для многих социальных ученых, в частности историков, средством выйти за жесткие рамки деления всемирной истории на пять формаций, деления, которого обязаны были придерживаться социальные ученые в странах, где была провозглашена пятая, самая <высокая> из указанных Марксом формаций.

В <Набросках ответа на письмо В. И. Засулич> Маркс пишет о <первичной> или <архаической> и <вторичной> формациях, подразумевая, очевидно, и <третичную> (коммунистическую). Первая, по-видимому, включает в себя те общества, которые основаны на общинной собственности (первобытные и <азиатские>), вторая - те, которые основаны на частной собственности.

Для Маркса общественные формации - не просто социальные системы различного масштаба и сложности. Подобно контовским <трем стадиям> это следующие друг за другом периоды всемирной истории, этапы, <ступени> общественного прогресса, ведущие от <предыстории> к <подлинной> истории человечества, т. е. к земному раю. Такое истолкование социальных систем вытекало из его веры в прогресс и представления о социальной эволюции как процессе, в котором все общества неизбежно проходят одни и те же фазы, и все человечество в общем движется в одном направлении. Сам Маркс иногда критиковал этот теоретико-методологический стереотип своего времени. <Так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к "самокритике" .> [18,732]. Золотые слова! Но Маркс, к сожалению, не сумел применить их к своей собственной теории, оставаясь в плену того же критикуемого им предрассудка. Неудивительно, что впоследствии представление о формациях в официальном советском марксизме приобрело гипостазированный вид и из научного понятия превратилось в идеологическую догму.

Страницы: 1 2 3 


Прочее о социологии:

Проблемы и противоречия полигамного брака
Проблема нынешняя связана с тем, что у нас моногамная семья и полигамная биологическая природа. Это неразрешимый конфликт. У людей может быть потребность жить вместе и иметь детей, но брак не является человеческой потребностью. Это то, чт ...

Основные показатели уровня жизни населения
Одно из определений бедности мы установили как неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Так что же такое уровень жизни и каково его соотношение с бедностью? Уровень жизни населения как социально-экономическая кат ...

Значимость социально-медицинской помощи гражданам пожилого возраста
ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) считает необходимым для удовлетворения основных здравоохранительных потребностей населения, содействовать адекватному развитию служб социально-медицинской помощи. При этом важны как интеграция и ...

  • Разделы

    • Главная
    • Молодёжная субкультура
    • Генофонд России
    • Социальные роли
    • Общество - понятие, признаки, типология
    • Типология брака и семьи
    • Социальная политика
    • Информация о социологии




2013-2025 - All Rights Reserved - www.centralsociology.ru