Учение Маркса представляет собой единое, недифференцированное целое, в котором научные и практические вопросы тесно переплетаются. В отличие от Конта, у которого <научная> и <практическая> стороны приходятся главным образом на разные периоды деятельности, у Маркса они пересекаются постоянно. Маркс несомненно осознавал специфику научного поиска истины и считал себя ученым. Но наука была для него не самоцелью, а прежде всего средством и частью практического революционного преобразования мира. Маркс ясно выразил эту позицию в самом знаменитом из знаменитых <Тезисов о Фейербахе>: <Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его> [1, т. 3, 4].
По-видимому, занятие чистой наукой представлялось Марксу делом преходящим, которое в будущем обществе исчезнет вместе с исчезновением разделения труда и сольется с практической деятельностью. Он отрицательно относился к социальным ученым, ограниченным рамками академической науки и признанием существующих социальных институтов. Нежелание или боязнь признать необходимость революционного обновления этих институтов он считал не только проявлением аморализма, но и тормозом в поиске научной истины <до конца>. По иронии судьбы, однако, он все-таки вошел в историю науки, той самой академической, <буржуазной> науки, которую он ненавидел, презирал и третировал.
Прочее о социологии:
Еврейская Община
Центром жизни евреев Диаспоры всегда была община. В Средние века общины эти были, как правило, небольшими, объединявшими не более одной дюжины семей. Правда, в крупных городах они иногда разрастались до нескольких тысяч человек.
Исключен ...
Первый Крестовый Поход
Первые 700 лет христианской эры еврейские общины в Европе редко подвергались опасности прямого физического уничтожения. Однако после того, как в 1095 году папа Урбан призвал христиан освободить Иерусалим от мусульман, ситуация резко измен ...
Анализ художественных технологий в деятельности
социальных служб. Особенности
реализации художественных технологий в социальной работе
Под художественно-творческими технологиями подразумевают совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности специалиста средствами художественного творчества в профессиональном поле социальной работы [20, с. 5; 21, с. 165].
При ...