Учение Маркса представляет собой единое, недифференцированное целое, в котором научные и практические вопросы тесно переплетаются. В отличие от Конта, у которого <научная> и <практическая> стороны приходятся главным образом на разные периоды деятельности, у Маркса они пересекаются постоянно. Маркс несомненно осознавал специфику научного поиска истины и считал себя ученым. Но наука была для него не самоцелью, а прежде всего средством и частью практического революционного преобразования мира. Маркс ясно выразил эту позицию в самом знаменитом из знаменитых <Тезисов о Фейербахе>: <Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его> [1, т. 3, 4].
По-видимому, занятие чистой наукой представлялось Марксу делом преходящим, которое в будущем обществе исчезнет вместе с исчезновением разделения труда и сольется с практической деятельностью. Он отрицательно относился к социальным ученым, ограниченным рамками академической науки и признанием существующих социальных институтов. Нежелание или боязнь признать необходимость революционного обновления этих институтов он считал не только проявлением аморализма, но и тормозом в поиске научной истины <до конца>. По иронии судьбы, однако, он все-таки вошел в историю науки, той самой академической, <буржуазной> науки, которую он ненавидел, презирал и третировал.
Прочее о социологии:
Дискуссия о социалистическом городе 30 – ых годов
В 20 – ые годы СССР осуществлялись программы индустриализации и коллективизации.
В1929 году был утвержден первый пятилетний план развития народного хозяйства страны. Стало необходимым практическое определение принципов урбанистической по ...
Методы прогнозирования
Прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов.
В отечественном опыте идет процесс и накопления теоретических разработок, и создания специальных структур, исследующих тенденции в социал ...
Типология форм социации господства и подчинения,
иерархии, корпорации, конкуренции, брака и др.
Зиммель пытался показать важность функций, выполняемых в обществе посредством участия людей в малых группах, выявив характерные признаки, влияющие на процесс образования групп, их сплоченность, дифференциацию, иерархию, уровень индивидуал ...